Журнал «Агроинвестор»
Столько агрокомпаний в рейтинге «Эксперт-400»
В 2008 году, по итогам которого составлен рейтинг, имеющие сельхозактивы компании-участницы заработали на 23% больше по сравнению с 2007-м. У многих выручка увеличилась более чем на 50%. В 2009 году рост замедлится, а некоторые компании зафиксируют спад объемов реализации на 20-25%, ожидают авторы рейтинга, ссылаясь на отчетность за первые шесть месяцев. Сельскому хозяйству может повезти больше. В отличие от металлургии или, к примеру, нефтехимии, этот сектор почти полностью ориентирован на внутренний спрос, а темпы сокращения агропроизводства сейчас в несколько раз ниже, чем экономики в целом.
Журнал «Эксперт» с 2005 года составляет рейтинг крупнейших российских компаний, ранжируя участников рынка по объему финансового оборота: чем он больше, тем ближе компания к началу списка (подробно об используемой методике см. врез). «Агроинвестор» сделал из рейтинга выборку. В нее включены агрохолдинги, то есть компании, для которых сельское хозяйство — основное бизнес-направление, а также имеющие сельхозактивы компании продовольственного сектора и игроки рынка, занимающиеся экспортом агропродукции (зерновой трейдинг) и ее импортом (мясо). Всего в выборке семнадцать компаний, или примерно 4,5% от общего числа участников. В рейтинге представлены в основном крупные игроки, которые часто растут быстрее рынка, комментирует Максим Клягин из инвесткомпании «Финам».
Кто лидеры
Самый популярный для компаний выборки агробизнес — растениеводство: десять из семнадцати выращивают зерновые, масличные агрокультуры и/или сахарную свеклу. За растениеводством следуют зерновой трейдинг (7), третье место — по 5 компаний — делят свино- и птицеводство. У трех компаний есть молочный КРС, одна — «Оптифуд» - входит в топ-5 ведущих импортеров мяса. У большинства участников выборки два или несколько аграрных бизнес-направлений. Так, «Черкизово» занимается выращиванием свиней и бройлеров, «Русагро» - растениеводством, свиноводством и производством молока-сырья. А в агродивизион «Стойленской Нивы» входят пахотные земли, 25 молферм, откормочник КРС и свинокомплекс на 30 тыс. животных, написано на сайте компании.
Тройку лидеров выборки образуют «Вимм-Билль-Данн» (ВБД), «Разгуляй» и «Юг Руси». Все они в первой половине рейтинга (топ-200), занимая 63-е, 139-е и 160-е места. В 2008 году, по итогам которого составлен рейтинг, участники выборки заработали в общей сложности 307,6 млрд руб. — на 23% больше, чем в 2007-м, когда совокупный объем реализации у тех же компаний составлял 378,2 млрд руб. Шесть из семнадцати участников выборки, в том числе все три лидера, в процентах увеличили реализацию меньше, чем она выросла в целом по выборке.
На своих местах
Пять компаний выборки — «Черкизово», «Валары», «Русагро», «Настюша» и «ОГО» - переместились на более высокие позиции в сравнении с рейтингом 2008 года. Наибольшее число строк — 91 — прибавила «ОГО». «Валары» и «Настюша» поднялись на 60 и 48 мест. Причем «Валарам» (206-е место) не хватило всего 6 пунктов, чтобы войти в число первых 200 компаний. Председатель совета директоров компании Кирилл Подольский объясняет рост показателей поглощением в ноябре 2007 года зернового трейдера «Югтранзитсервис», где он ранее работал гендиректором. Сумма сделки, по расчетам Prosperity Capital Management, составила $70-100 млн. По словам Подольского, в «Валары» вместе с ним в 2006 году перешли почти все ключевые менеджеры — 90 человек, и теперь компания занимает на рынке «ту же позицию, которую при этом менеджменте могла бы занимать ЮТС». «Это [«Валары»] по сути тот же ЮТС», — говорил он ранее в одном из интервью.
Восемь участников выборки снизили свой результат. Темпы падения разные. Если ВБД потерял только 6 позиций (занимал 57-е место, а теперь — 63-е), то «Международная зерновая компания» (МЗК — «дочка» международного трейдера Glencore) откатилась сразу на 116 строк до 286 места, оказавшись в нижней половине таблицы. Заметно сдали позиции удмуртский птице- и свиноводческий холдинг «Комос» (минус 44 строчки) и омская нефтехимическая группа «Титан», имеющая сельхоздивизион «Титан-агро». Последняя потеряла 98 позиций и оказалась в самом конце рейтинга с минимальным для его участника объемом реализации в 11,36 млрд руб.
Сравнить, как изменились в двух последних рейтингах позиции еще четырех компаний («Продимекса», «Останкинского», «Бунге» и «Приосколья»), не представляется возможным: в 2008 году «Эксперт» не присваивал им мест. Последние три компании в рейтинге 2008 года (есть на сайте www.expert.ru) не упомянуты, а вот «Продимекс» стоит на 334 месте (сейчас — на 205-м). По всей вероятности, отсутствие указания места этой компании в нынешнем рейтинге связано с изменениями в структуре, упомянутыми в последнем абзаце вреза и по методике составителей не позволяющими им указывать строчки.
Проценты и рубли
Данные по объему реализации в 2007 и 2008 годах у всех компаний приведены полностью. В процентном отношении, следует из них, по итогам 2008 года больше других участников выборки прибавил «Продимекс», который увеличил реализацию сразу на 110% до 23,9 млрд руб. Гендиректор «Продимекса» Виктор
Алексахин подтвердил «Агроинвестору» правильность указанных в рейтинге цифр, а резкий рост продаж в 2008 году объяснил удачной конъюнктурой рынка, в том числе ценовой. Продажи «основного для компании продукта» - сахара, по его словам, в прошлом году выросли меньше, чем объем реализации в целом, — на 60%.
Вторая по динамике роста компания — «Приосколье» (+73,4%), третья — «ОГО» (+66,1%). По мнению председателя совета директоров «ОГО» Ильи Карпова, 15-20% роста из 66% — следствие увеличения переработки зерна в 2008 году («ОГО» производит муку, крупы, комбикорм и хлебобулочные изделия). Остальное — заслуга агфляции. Удачная ценовая конъюнктура, правда, не избавила компанию от сокращения чистой прибыли. По итогам 2008 года она снизилась у «ОГО» до 243 млн руб. против почти 500 млн руб. в 2007-м.
До тройки лидеров увеличения объема реализации в процентах немного не дотянули «Валары», повысившие его на 66%. Медленнее рынка росла реализация у «Комоса» (+6,3%) и «Юга Руси» (+9,6%).
Если ранжировать участников выборки еще по одному критерию — увеличению выручки в абсолютном выражении (то есть в рублях) в 2008 году по сравнению с 2007-м, то складывается немного другая картина. Больше всего в деньгах, как и в процентах, прибавил «Продимекс», заработав на 12,5 млрд руб. больше. Второе место у «Валаров», увеличивших реализацию на 9,4 млрд руб., третье — у «Черкизово» (плюс почти 8 млрд руб.). Самая скромная динамика рублевого роста реализации в 2008 году у «Стойленской Нивы» (+2 млрд руб.), «Оптифуда» (+1,1 млрд руб.) и «Комоса» (+0,98 млрд руб.).
Три компании, несмотря на значительный рост в 2008 году почти всех сегментов агрорынка, снизили объемы реализации. Две из них — зерновые трейдеры: «Бунге», сократившая реализацию на 1,3% (174 млн руб.), и МЗК, показатель которой рухнул на 26,3% (почти 6 млрд руб.).
У двух участников выборки («Бунге» и «Разгуляя») в 2008 году сложилась отрицательная доналоговая и чистая прибыли. Чистая прибыль «Бунге» в прошлом году составила минус 2 млрд руб., «Разгуляя» - 6,2 млрд руб., подсчитал «Эксперт». По словам коммерческого директора «Бунге СНГ» Дмитрия Филатова, отрицательной чистую прибыль компании сделала дистрибуция бутилированного подсолнечного масла, которая в 2008 году была убыточной. Дмитрий Тюхтенко, гендиректор «Разгуляя», подтверждает релевантность цифр «Эксперта». «Чистая прибыль оказалась в минусе, во-первых, потому, что мы создали резерв в 1,7 млрд руб. по проблемной дебиторской задолженности, — объясняет он. — Во-вторых, провели списание стоимости активов на 4,9 млрд руб. в связи со снижением прогнозных дисконтированных денежных потоков, причина — рост расчетной ставки дисконтирования с 14% до 20%». Конъюнктура сельхозрынка в 2008 году тоже была негативной для «Разгуляя», уверяет Тюхтенко: начавшийся в 2007 году рост цен на агросырье «привел к удорожанию ресурсов, формирующих в 2008 году себестоимость [сахара и продуктов переработки зерна]. А реализация произведенной продукции происходила на фоне нисходящего ценового тренда».
В 2008 году из-за роста цен и увеличения у компаний выручки выросла стоимость «входного билета» (минимальный объем реализации, при котором компании включались в рейтинг и в выборку). В рейтинге 2008 года на последнем месте была компания с реализацией в 9,4 млрд руб., а 2009-го — в 11,29 млрд. Таким образом, «входной билет» в рейтинг стал дороже на 20%. Почти на столько же (19%) вырос нижний порог вхождения в выборку крупнейших компаний АПК, которую сделал «Агроинвестор». В рейтинге 2008 года на последнем месте в ней была бы «Аркада» (9,55 млрд руб., не вошла в рейтинг 2009 года, допустив дефолты по трем сериям облигаций на 3,4 млрд руб.). Сейчас выборку замыкает «Титан» с 11,36 млрд руб.
Будет хуже? «Судя по доступной отчетности компаний из нашего списка за первое полугодие 2009 года, следующий рейтинг «Эксперт-400» зафиксирует спад почти во всех ключевых секторах, а общее сокращение доходов его участников может составить 20-25%», — пишут авторы рейтинга («Эксперт», № 38, 5 октября 2009 года).
У агрокомпаний по итогам 2009 года реализация тоже если и вырастет, то далеко не так динамично: в прошлом году цены агрокультур были на многолетних максимумах, а потребители генерировали больший, чем сейчас, спрос на сельхозпродукцию и продовольствие. В этом году подешевел мясной импорт, говорят участники рынка (см. статью на стр. 16), не успел восстановиться спрос на молоко и молпродукты, в среднем до 3,5-4 тыс. руб./т снизились цены на продовольственную пшеницу, а урожай зерна более чем на 10 млн т меньше прошлогоднего. Вместе с тем в мясном и зерновом сегментах сохраняется хороший потенциал продолжения роста производства и выручки. В птице- и свиноводстве увеличение объемов производства сочетается с укреплением цен. Экспорт зерна в текущем сезоне (июль 2009 — июнь 2010 года) тоже обещает быть динамичным: по прогнозу «ПроЗерно», Россия вывезет 20 млн т — не намного меньше, чем в предыдущем сельхозгоду (22,4 млн т). По итогам 2009 года, делится Алексахин из «Продимекса», его компания нарастит реализацию более чем на 10% «за счет увеличения производства и повышения цены [на сахар и сахарную свеклу]». «Хорошо, что мы вошли в рейтинг по итогам 2008 года», — говорит попросивший не называть его имени топ-менеджер «Настюши», подтверждая правильность данных «Эксперта». Он не уверен, что его компания будет в следующем рейтинге. Во всяком случае она точно переместится на более низкую строчку: «Мы совсем «сдулись» в связи с кризисом». В июне «Настюша» допустила техдефолт по облигациям (не выплатила 5-й купон), в августе облигации на 1 млрд руб. не погасил принадлежащий ей Московский КХП, а в октябре почти все ее российские элеваторы залоговой стоимостью 4,75 млрд руб. достались за долги «Россельхозбанку».
Показатели «ОГО» за 2009 год, скорее всего, тоже будут менее благополучными. В феврале компания допустила техдефолт по облигационным купонам на 840 млн руб. Теперь она судится с Альфа-банком, требующим вернуть 1 млрд руб. кредита, а сумма непогашенных ей облигаций — 820 млн руб., писали в июле «Ведомости». Вместе с тем в октябре «ОГО» получила федеральные госгарантии по трехлетнему кредиту РСХБ. В августе гендиректор группы Александр Петров рассказывал, что одобрена заявка на 3,8 млрд руб. госгарантий. Это сделает финансовое положение «ОГО» устойчивее: имея такие гарантии, она может прокредитоваться в РСХБ на 7,6 млрд руб.
Как составляли
Главный критерий — «показатель, характеризующий объем реализации продукции (работ, услуг)» компаний в 2008 году, пишут авторы рейтинга («Эксперт», № 38, 5 октября 2009 года). Для компаний, вошедших в выборку «Агроинвестора», за этот показатель принималась выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей. Чем большим был объем реализации за прошлый год, тем ближе компания к верхней части списка. В список не включались «дочки» холдингов, чтобы избежать двойного счета. При пересчете выручки участников рейтинга за 2008 год использовались средневзвешенные курсы 24,86 руб./$, 36,43 руб./€ и 45,85 руб./£; за 2007-й — 25,58 руб./$, 35,02 руб./€ и 51,18 руб./£. «При прочих равных условиях», объясняет «Эксперт», приоритет отдавался данным МСФО, US GAAP и анкетным данным компаний. «Когда последние не подтверждались копией аудированной отчетности по соответствующему стандарту и ее не было в открытом доступе в других источниках, отчетность считалась управленческой по соответствующему стандарту (для РСБУ — просто «управленческая»)", — пишут авторы. Использовалась информация Росстата и ФНС в системе «СПАРК» «Интерфакса».
Место компании в предыдущем рейтинге не указывалось и/или данные о темпе роста выручки (в процентах) не публиковались, если ее структура существенно изменилась, а изменения кардинально повлияли на объем выручки за год, предшествующий году составления рейтинга, или компания поменяла стандарт отчетности.