Журнал «Агроинвестор»
В 2008 году директора и владельцы российских аграрных холдингов дали «Агроинвестору»
больше 10 эксклюзивных интервью. В первом номере нового года редакция цитирует
наиболее интересные и содержательные высказывания.
Кирилл Миновалов
Владелец банка «Авангард» и компании «Авангард-Агро»
О том, как работают солодовни в Германии и России «В Германии ночью завод работает без единого сотрудника. В случае сбоя у директора или главного инженера раздается звонок. Они живут недалеко от производства и через пять минут могут прибыть на завод. У нас же лучше, чтобы люди сидели на заводе. Второй момент — отгрузка. В Германии покупатель прибывает за товаром в любое время: в выходной, ночью... При этом на заводе ни одного человека и ворот тоже нет. Покупатель заезжает на завод, открывает ключом ячейку, нажимает кнопку и ему в грузовичок выгружается необходимое количество солода. Он расписывается в журнале, сколько тонн получил, и уезжает. У нас бы за одну ночь все вынесли».
Дмитрий Пискунов
Гендиректор АПК «Стойленская Нива»
О хорошей управляющей компании «Технологи УК разрабатывают планы, технологические карты. Есть люди, которые ездят по хозяйствам и контролируют их работу. Ведь успех в сельском хозяйстве на 80% зависит от человеческого фактора. Поставляешь в колхоз трактор, а его через год разбивают так, что смотреть жалко! Комбайны мы можем отремонтировать или купить новые, а вот людей, способных ставить себе задачи и добиваться выполнения, пока немного».
Вадим Викулов
Владелец компании «Астон»
О том, как заработать на соцответственности «Изначально мы рассматривали агронаправление как социальную ответственность. […] Помогали ростовским агрокомпаниям-банкротам и тем, кто имел убытки: финансировали, консультировали, привлекали специалистов, вводили новые технологии. Однако спонсорами мы никогда не были, считая себя инвесторами, тем более что все хозяйства избавились от долгов и сейчас являются рентабельными».
Александр Четвериков
Председатель совета директоров группы «Агрохолдинг»
Как он приобретал активы в 1990-е годы «Компании обычно покупали предприятия и стремились немедленно ввести их в эксплуатацию. Но мы видели, что второй раз возможность приобрести активы за 5% восстановительной стоимости не представится. Поэтому покупали их, замораживали и приобретали новые».
Владимир Алгинин
Гендиректор «Руссагропром-холдинга»
Зачем животноводам 40%-ная маржа «За молочным животноводством тянется огромный «шлейф», который надо содержать. По аналогии с промышленностью можно сказать, что мы на тракторах ездим и параллельно содержим завод по их производству. Поэтому из-за необходимости выращивать молодняк, покупать скот и генетический материал нам нужна доходность не ниже 40%».
Алексей Верхотуров
Гендиректор холдинга «Русское зерно»
О непозволительно дорогих кредитах «Что это за кредит — 15% годовых и больше? Представляете, сколько нужно зарабатывать, чтобы была возможность расплатиться и не остаться в минусе? Таким образом, на данный момент развиваться можно только на собственные средства, а заемные использовать для оборотного капитала».
Андрей Тютюшев
Гендиректор Сибирской аграрной группы
О своем первом агропроекте «Обратились [с партнерами] в обладминистрацию, и там нам предложили приобрести умирающий свинокомплекс с 58 тыс. животных, средний вес каждого из которых не достигал 60 кг. Старожилы рассказывали, что иногда свиней кормили опилками — просто больше нечем было! Да и долги комплекса были существенными по тем временам — примерно 200 млн руб. Однако мы решили рискнуть».
Виктор Бирюков
Президент группы «Талина»
Для чего сельхозземли переработчику мяса «Когда мы решали, покупать ли первую свиноферму, спрашивали [у чиновников]. Нас уверили, что земли предоставят в аренду или помогут их приобрести. Поверили, заключили сделку, разработали методику внесения навоза на паровые поля. Но когда пришло время брать землю, выяснилось, что нам предлагают участок за 18 км от свинокомплекса! Я раз и навсегда сделал вывод: прежде чем начинать свиноводческий проект, нужно иметь вблизи него землю».
Андрей Бесхмельницкий
Гендиректор «Юнимилка»
О том, чем мотивировать жителей села «Комбайнеры говорили, что им нравится новая техника, ворчали только, что засыпают в кабинах: там непривычно тихо и комфортно, к тому же не нужно каждые два километра выскакивать и что-нибудь подправлять. Тогда я объявил соцсоревнование — по его результатам каждую неделю лучший экипаж получал автомагнитолу. Производительность труда сразу подскочила на 15%!»
Федор Дружинин
Гендиректор агрохолдинга «Кубань»
О росте эффективности сельхозпроизводства «Вы что-нибудь слышали о кайдзен-системе? [изобретение Toyota — «АИ»]. По ней все, начиная с простых работников до сотрудников среднего звена, работают над модернизацией технологий, сокращением временных и трудовых затрат. В 2007 году она принесла холдингу 21,3 млн руб. прибыли. Мы выявили 336 кайдзенов. Приведу пример. Ведро с молоком для теленка обычно вешают на крюк. Теленок толкает его, ведро падает, а молоко разливается. Но стоило работникам задуматься о резервах для улучшения производства, как кто-то предложил вместо крючка использовать кольцо: оно надежнее закрепляет ведро».
Дмитрий Колокатов
Гендиректор компании «Агрика»*
Почему мясной холдинг не хочет выращивать зерно «В условиях современной России и с учетом менталитета менеджмента [сельхозпредприятий] говорить о бизнес-проектах с окупаемостью более пяти лет минимум неприлично. В их числе и вложения в выращивание зерна. Во-первых, […] нет гарантии, что получится набрать адекватный персонал и менеджмент для контроля над проектом и нормального управления им. Во-вторых, на пять стульев разом не сядешь. У «Агрики» четыре бизнес-направления: племенное яйцо, биопрепараты, комбикорма и переработка мяса. А разнопрофильные активы — не наша стратегия». * должность указана на момент интервью