Журнал «Агроинвестор»
«Меньше 80 тысяч гектаров покупать неинтересно»
Несмотря на финансовый кризис, агрохолдинг «Стойленская Нива» Бориса
Иванишвили делает первую отчет- ность по МСФО и готовится к IPO, которое может состояться в 2009 году. Компания становится публичной не ради денег, а чтобы выяснить справедливую стоимость бизнеса, уверяет ее гендиректор Дмитрий Пискунов. В интервью «Агронвестору» он также рассказывает, как холдинг добьется урожайности зерновых 70 ц/га, сахарной свеклы — 450 ц/га, почему в колхозах компании ликвидированы должности бухгалтеров и сохранит ли Иванишвили контроль над «Стойленской Нивой» после ее выхода на биржу.
— Российский Forbes в октябре 2007 года включил «Стойленскую Ниву» в рейтинг 200 крупнейших частных компаний России, отметив, что за четыре года выручка холдинга выросла вдвое. Чем объясняется такой рост?
— Наша выручка за 2007 год — более 10 млрд руб., то есть около $450 млн. С 2003 года она действительно увеличилась больше чем в два раза. А вызван рост двумя факторами: приобретением новых активов и совершенствованием технологий производства.
— А подробнее?
— В конце 2000 года было принято решение создать «Стойленскую Ниву» и приобрести в Белгородской области земли сельхозназначения. 110 тыс. га купили на средства акционеров. В 2003 году холдинг имел под Белгородом агропроизводство, два хлебозавода и мукомольный комбинат. С тех пор количество хлебозаводов выросло до двенадцати. Сейчас у нас также три КХП и два элеватора.
В сельском хозяйстве новых сделок у «Стойленской Нивы» за эти годы не было, но существенно вырос объем производимой продукции. Ведь мы с 2004 года проводим техническое перевооружение хозяйств. Налицо результат: в 2003 году средняя урожайность озимой пшеницы была 19,6 ц/га, а в этом году она достигла 45,6 ц/га. У нас даже есть отдельные хозяйства и поля, на которых собирают по 70 ц/га. Урожайность сахарной свеклы поднялась [за эти же годы] с 110-120 ц/га до 380 ц/га, в следующем году хотим добиться 450 ц/га. Вот такой рост и приводит к увеличению выручки.
— Поголовье скота и привесы тоже росли?
— Нет. Ведь наша группа специализируется на хлебопечении, а не на животноводстве. Это мясопереработчики заинтересованы, чтобы захеджировать поставки сырья, развивать свое животноводство. У нас в принципе то же самое, но с зерном.
— Зачем же вы тогда в 2007 году купили 1,3 тыс. голландских нетелей для своей «Чернянской Нивы»?
— Там у нас уже были земельные активы, техника и коровник, построенный в 2001 году. Предположим, вырезали бы мы поголовье. И стояло бы у нас пустое животноводческое помещение. Бесполезный актив! Так что вопрос на момент покупки нетелей был в том, оставить ли имевшихся коров с надоем 4,5 тыс. л/год или потратиться на голландских, чтобы увеличить его до 6,5 тыс. л/год, и окупить проект. Подсчитали окупаемость: она составляла 5,5-6 лет и устраивала нас. Поэтому и приобрели нетелей за 96,2 млн руб.
— Будет ли продан еще один непрофильный для вас бизнес — воронежский свинокомплекс «9-я Пятилетка»?
— Это действительно непрофильный для нас проект. Но мы вошли в него ниже рынка и, как в случае с молфермой, не строили с нуля [поэтому и затраты на комплекс ниже, чем у конкурентов]. К тому же он достаточно прибылен, чтобы окупиться. Причем мы продолжаем вкладывать в него: привлекли на развитие этого актива порядка 72 млн руб. [кредитов].
В следующем году нарастим поголовье свиноматок и реконструируем откормочник на 10 тыс. гол. Будем развивать это направление еще минимум несколько лет.
— Многие хозяйства снижают посевы сахарной свеклы, которая давно не растет в цене, или отказываются от нее. А вам эта агрокультура приносит доход?
— Мы считаем, что свекла может быть выгодной, к тому же она хороший предшественник. У нас крупные долгосрочные контракты с покупателями: с «Продимексом» на пять лет и «Разгуляем» - на два. Давальческих схем не используем: каждый должен заниматься тем, что может делать лучше всего. Мы не умеем торговать сахаром, но способны вырастить хорошую свеклу и с прибылью ее продать.
— У вас большой хлебопекарный субхолдинг. Значит, все продовольственное зерно, которое выращивает компания, идет на его нужды?
— Да. Но у нас масштабы потребления зерна и производства, конечно, несоизмеримы. Хлебокомбинаты перерабатывают около 500 тыс. т/год. Из них только до 10% производим сами, остальное зерно покупаем.
— Планируете увеличивать долю своего сырья?
— Конечно, однако не за счет приобретения новых земель, а путем роста урожайности существующих. Дело в том, что неэффективно было бы просто покупать новые колхозы: нужна сильная команда, способная ими управлять. В Белгородской области у нас сформирована огромная УК, управляющая всеми землями. Но свободных угодий в этом регионе нет. Нам могут предложить землю в Воронеже, но создание управленческой команды ляжет на себе-стоимость зерна, которое мы там произведем. Кроме того, с инвестиционной точки зрения меньше 80 тыс. га покупать неинтересно.
— Но рост урожайности тоже опасен высокими издержками: есть порог, после которого ее увеличение начинает генерировать убытки.
— Этот предел определяется климатическими условиями. Для сахарной свеклы в среднем Черноземье это 450-470 ц/га. Я уже говорил, что мы в одном из хозяйств собрали 70 ц/га зерна — за счет соблюдения технологии, качественной техники и профессионалов, которые работают на ней. И теперь до 70 ц/га постараемся довести урожайность во всех хозяйствах холдинга, и это будет рентабельно. Кстати, расходы приблизительно одинаковы и для 45 ц/га, и тех же 70-ти, проблема только в человеческом факторе. Например, крестьяне должны опрыскать поле, что и делают, но забывают провести его обработку до восхода солнца. В этом случае химия не попадает в землю, испаряясь от жары. Вот вам причина снижения урожайности.
— А кто у вас контролирует соблюдение технологий?
— Управляющая компания. Нам удалось сформировать сильный директорский корпус [агропредприятий]. Технологи УК разрабатывают планы, технологические карты. Есть люди, которые ездят по хозяйствам и контролируют их работу. Ведь успех в сельском хозяйстве на 80% зависит от человеческого фактора. Поставляешь в колхоз трактор, а его через год разбивают так, что смотреть жалко! Комбайны мы можем отремонтировать или купить новые, а вот людей, способных ставить себе задачи и добиваться выполнения, пока немного. Поэтому мы создали техцентр (аналог МТС) с опытными инженерами, по конкурсу привлекаем туда механизаторов. У них высокие зарплаты — за один сезон один комбайнер может заработать 100 тыс. руб. Но эти сотрудники вкалывают днем и ночью. Кроме технологического, должен быть эффективный финансовый контроль и планирование. Поэтому в УК сформирована центральная бухгалтерия, которой мы поручили вести учет во всех колхозах «Стойленской Нивы».
— То есть в ваших колхозах бухгалтеров вообще нет?
— Только учетчики. Финотчетность, расчет зар-плат и пр. — все это делают в УК в Старом Осколе.
А хозяйство — это цех! Начальник цеха не должен думать, где ему деньги брать и как кредитоваться.
— У холдинга три дивизиона, в том числе аграрный. Какая часть инвестпортфеля приходится на сельское хозяйство и в какие проекты в ближайшей перспективе будут вкладываться эти деньги?
— 45% инвестиций идет в хлебопечение, 10% — в мукомольные проекты и 45% — в сельское хозяйство. За время существования холдинга мы вложили в агронаправление 5 млрд руб. Если в хлебопечении средства уходят главным образом на сделки M&A, то в сельском хозяйстве — на техническое перевооружение, о котором я уже рассказывал. Например, в будущем году у нас будет крупный контракт по закупке до 30 зерноуборочных комбайнов.
— Во сколько вам обходятся кредиты?
— В 11-12% годовых. Большинство кредитов субсидируются на 2/3 ставки рефинансирования ЦБ и в итоге обходятся в 4,5%.
— Многие проекты Бориса Иванишвили, которые вела команда менеджеров, сейчас объединенная в УК «Уникор», были проданы. В их числе ГОКи «Металлоинвеста» и др. Планируется ли продать и «Стойленскую Ниву«?
— «Стойленская Нива» не планирует продаваться, это длительный инвестиционный проект. У нас прописана пятилетняя стратегия на 2008-2013 годы. В ней не предусмотрена продажа компании.
— Какова капитализация компании?
— Пока мы не готовы оглашать цифру по одной причине: есть разные методики оценки капитализации, но истинную даст только IPO. На него хотим выйти в конце 2009 — начале 2010 года. Сейчас можно оценивать денежный поток. Я уже назвал вам выручку компании за 2007 год — более 10 млрд руб. В 2008-м планируется ее рост где-то на 25%.
А разместимся мы, скорее всего, на российской площадке — ММВБ или РТС.
— Цель IPO — получить финансирование?
— Не только, но и возможность определить рыночную стоимость компании и отслеживать объективную динамику ее роста. Нехватки финансов у нас нет.
— Назовите основные направления финансирования и их источники.
— Их три: слияния и поглощения (M&A), инвестиционные проекты на существующих предприятиях и формирование «оборотки». M&A проводятся на средства акционера и реинвестированную компанией прибыль (все, что зарабатываем, вкладываем в развитие бизнеса). Инвестпроекты — такие как реставрация репродуктора свинокомлекса — это деньги компании и акционеров (30%) и кредиты (70%). Оборотные средства берем из банковских займов.
— Сколько акций будет продано на бирже?
— Где-то 20%. Полный контроль над бизнесом останется у нынешнего акционера. Но 20% — достаточно большой пакет, чтобы выяснить, сколько реально стоит компания. Пакет, о котором я говорю, нам рекомендуют инвестиционные банки и консультанты.
— Перед IPO холдинг реструктурируют?
— Нет, структура группы не изменится. Разве что можем поменять название компании — держателя акций, сделав его понятным для иностранных инвесторов. Потому что даже в России спрашивают, почему в названии компании слово «Стойленская». Не всякому же объяснишь, что был Стойленский ГОК, с которого все начиналось, а первоначально — деревня Стойло.
— Были сообщения, что привлечением финансирования будет ведать «Стойленская Нива-Финанс». Это так?
— Мы создавали такую компанию, и она готова осуществить выпуск облигационного займа. 19 июня 2008 года ФСФР зарегистрировала выпуск бумаг на 1 млрд руб.: он должен быть размещен в течение года [либо аннулирован]. С развитием кризиса ликвидности мы поняли, что не сумеем разместиться дешево: готовы были к [ставке купона] 12%, но дорогие деньги под 16-17%, как теперь, нам не нужны. Выпуск на 1 млрд руб. был зарегистрирован ФСФР 19 июня 2008 года. Так что если ситуация на финансовых рынках будет такая же, как сегодня, откажемся от выпуска облигаций.
— Какая у компании EBITDA?
— Разглашать ее, как и капитализацию, преждевременно.
— У топ-менеджмента «Стойленской Нивы» есть опционы?
— У нас прописана хорошая система мотивации, но без пакетов акций.
«Стойленская Нива»
Создана в 2000 г. компанией «Металлоинвест» Бориса Иванишвили и Стойленским ГОКом (Белгородская обл.) Федора Клюки. До 2003 г. двум учредителям принадлежало по 50% компании. С 2003 г. на 100% принадлежит структурам Иванишвили. Сейчас входит в УК «Уникор». Занимается сельским хозяйством, хлебопечением, хранением и переработкой зерна. Работает в Белгородской (109,5 тыс. га земли), Курской, Воронежской, Смоленской, Ивановской, Саратовской, Нижегородской и Ярославской областях. Объединяет 35 предприятий,
в т. ч. 12 хлебозаводов мощностью 250 тыс. т/г. По собственным данным, входит в топ-3 российских производителей хлебобулочных изделий, занимает 3 место по объему производства муки и 5-е — комбикормов. Оборот в 2007 г. — более 10 млрд руб.
Дмитрий Пискунов
Генеральный директор АПК «Стойленская Нива»
Родился 1 ноября 1967 г. в г. Саратове. В 1991 г. окончил Саратовский государственный университет по специальности «радиофизика и электроника». С 1991 г. вырос от инженера до финдиректора «Нефтегазстройкомплекта». С 1996 г. — финдиректор ТД «Энергетические системы», с 1997 г. — финдиректор ФПГ «Единые энергосистемы».
В 1999 г. — помощник гендиректора по коммерческим вопросам УК «Металлоинвест». С 2001 г. работал заместителем вице-президента по финансово-экономическим вопросам, вице-президент по финансам АПК «Стойленская Нива». В 2004 г. назначен генеральным директором «Оскольской земли» (сельхоздивизион «Стойленской Нивы»). С 2006 г. — генеральный директор АПК «Стойленская Нива».
Женат, воспитывает сына.