Почему важно развивать глубокую переработку молочной сыворотки
Огромное количество ингредиентов для производства лечебного питания импортируется в Россию из других стран. Из-за рубежа завозится 100% аминокислот, витамины, минералы и многое другое, подходящее под стандарты ингредиентов для лечебного питания. Отечественные предприятия по выпуску лечебного питания не имеют возможности перейти на автономное производство продуктов, поскольку отсутствуют технологии получения многих специфичных монокомпонентов. Одно из узких мест для производства лечебного питания, в том числе детского, — наличие деминерализованной сыворотки ДС-90. Плохо обстоит дело и с производством качественных гидролизатов сывороточного белка.
Деминерализация сыворотки производится методом капиллярного электродиализа, который позволяет сепарировать минеральные вещества из сыворотки. При проведении электродиализа из сыворотки удаляются такие макро- и микроэлементы как калий, натрий, кальций, магний, фосфор. Обессоливание сыворотки приводит к потере ценных микро- и макроэлементов, которые потенциально могут быть использованы в качестве пищевой добавки при обогащении специализированных продуктов.
Для производства гидролизата сывороточного белка необходимо для начала выделить белковую фракцию из исходного сырья (молочной сыворотки). Этот процесс достигается путем ультрафильтрации на сложном дорогостоящем оборудовании стоимостью 1,5 млн евро без учета стоимости растаможки. Мощность подобных установок начинается от 100 т в сутки жидкой сыворотки, а значит окупаться оборудование будет только при условии наличия такого количества сырья на предприятии. На территории России установки ультрафильтрации есть у единичных предприятий, например, у агрохолдинга «Молвест» на Калачеевском сырзаводе в Воронежской области мощностью 600 т сырья в сутки и на заводе «Ичалки» в Мордовии мощностью 400 т сырья в сутки.
Дальнейший технологический процесс предполагает выделение чистых аминокислот из белка путем химического гидролиза, и вот тут возникают сложности. Европа, США, Китай уже достаточно хорошо освоили эту технологию. Отечественное производство по этой технологии было утрачено вместе с развалом СССР, а Запад тут же подхватил инициативу экспорта собственной продукции на территорию постсоветского пространства. Россия уже много лет закупает подобные компоненты у иностранных партнеров, хотя в стране более чем достаточно сырьевых ресурсов для развития собственного производства. Организация глубокой переработки сыворотки требует значительных капитальных и финансовых вложений и может быть осуществлена лишь на крупных предприятиях. Проблема заключается в отсутствии оборудования и решить ее можно только с помощью развития госпредприятий по производству специализированных пищевых продуктов.
Приведу немного статистики по рынку лечебного питания.
Мировой объем рынка одних только энтеральных смесей, по данным Grand View Research, с 2014 по 2022 годы вырос в 1,5 раза и составил $7 млрд. Причем, мономерные смеси (в состав которых входят отдельные очищенные компоненты) составляют почти половину от этой суммы.
Объем тендерных закупок всех категорий лечебного питания на территории России к 2022 году достиг 2,9 млрд руб., что на 17% больше, чем в 2021-м. Наибольшую долю в продажах специализированного лечебного питания занимают продукты для диетотерапии при аллергии к белкам коровьего молока. Следом за ними идут продуктов для зондового питания и сиппинги (питьевые формы для детей и взрослых).
Согласно статистике 2022 года, единственная отечественная компания по производству лечебного питания занимает 15% от всего рынка лечебного питания, включая ритейл. Хотя доля лечебного питания отечественного происхождения и невелика, но представлена широким ассортиментом, охватывающим большую часть заболеваний, для которых необходимы специализированные продукты. В ближайшие годы ожидается рост рынка лечебного питания в России в результате увеличения перечня заболеваний, попадающих под неонатальный скрининг (раньше их было всего пять, теперь 36).
Вообще ситуация с обеспечением нуждающихся в лечебном питании сейчас сложная. Я часто слышу о том, что пациенты на реабилитации покупают в качестве замены лечебного питания спортивные продукты: протеины, изоляты, аминокислоты.
Однако лечебное питание ни в коем случае нельзя заменять на спортивное. Основные причина — отсутствие доказательной базы, разные требования к разработке, производству и контролю за продукцией. В продуктах для спортсменов могут присутствовать элементы, которые окажут губительное влияние на состояние пациентов вплоть до летального исхода. Продукты специализированного питания разрабатываются учеными совместно с привлечением медицинского сообщества и пациентов. При производстве продуктов специализированного питания учитываются потребности пациентов с различными заболеваниями. Также все продукты специализированного питания проходят жесткую процедуру государственной регистрации с проведением клинических и лабораторных испытаний.
Лечебным питанием нуждающиеся пациенты должны обеспечиваться за счет государственных средств. Согласно действующему законодательству, пациенты могут рассчитывать на получение специализированного питания только в условиях стационара. Что же происходит после перехода пациента на амбулаторное лечение? Этот вопрос, скорее, к Минздраву.
Поскольку на сегодняшний день лечебное питание входит в категорию пищевых продуктов, инициатива по производству и ответственность за их качество ложится на плечи пищевиков. В наших силах возродить советские технологии и на их основе разработать инновационные современные экономически выгодные методы получения компонентов для лечебного питания. Вместо того, чтобы сливать молочную сыворотку в канализацию или скармливать ее свиньям, из нее можно делать лечебное питание, которое спасет жизни сотням пациентов. Я считаю, что глубокая переработка сырья и использование побочных продуктов от основного производства являются ключом к продовольственной независимости от импорта.
Автор — президент Ассоциации развития пищевой промышленности «Евразийский совет индустрии специализированных пищевых продуктов».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.