В сельское хозяйство приходят инновационные технологии, но недостаточно сотрудников, которые умеют с ними обращаться
Я иногда читаю лекции в КубГАУ и вижу, что в университете хорошо идет обучение студентов по дисциплинам, в которых важна цифровизация, у молодых людей есть понимание трендов, основных процессов — куда идет мир. Но при этом для реальной работы в агрохолдинге все равно сложно найти человека, который бы обладал нужными знаниями и компетенциями.
Приведу пример. Сейчас у нас активно развивается семеноводческое направление. И очень сложно найти специалиста в сфере биоинженерии, молекулярной генетики
У нас в «Прогресс Агро» общая ситуация примерно такая же, как в среднем по стране. Допустим, мы собираемся внедрить цифровую систему управления в растениеводстве — обязательно столкнемся с тем, что примерно 30% сотрудников хорошо понимают, что именно планируется внедрять и как с этим работать; около 30% в этом вопросе будут на среднем уровне, а 30% — на очень низком. Иными словами, в сельское хозяйство приходят инновационные технологии, но пока у нас недостаточно сотрудников, которые умеют с ними обращаться. Конечно, ситуация постепенно меняется, но медленнее, чем требуется для опережающего развития.
Наша компания начала делать первые шаги в использовании цифровых решений в 2015 году с внедрения программы цифрового управления в области растениеводства. Но это был именно пробный шаг — эффект от внедрения мы получили не сразу. Следующий этап — 2018-2019 годы, когда были запущены более современные усовершенствованные программы, связанные с точным земледелием, дифференцированным внесением удобрений, автопилотированием, использованием дронов и другими технологиями.
Подчеркну еще раз: цифровизация — процесс небыстрый. Какие-то программы мы уже внедрили и успешно используем, другие, например, связанные с применением дронов (их мы планировали использовать, например, для внесения удобрений с воздуха — это дало бы возможность снизить нагрузку на почву, меньше использовать мощную технику), сейчас поставили на паузу. Тем не менее, понимая важность автоматизации сельскохозяйственных процессов, «Прогресс Агро» постоянно инвестирует в развитие этого направления.
Так сейчас мы внедряем новую программу управления растениеводством: это отечественная разработка, адаптированная к российским условиям земледелия. Кроме того, активно развивается цифровизация в семеноводстве. Два года назад мы открыли молекулярную лабораторию, у нас в штате есть молекулярный генетик, и мы активно расширяем генетическую работу в семеноводстве, которая немыслима без современных технологий. Постепенно мы начинаем внедрять системы автоматизации, чтобы работать с цифровыми данными вместо бумажной документации. Уже сейчас агрономы используют планшеты и цифровые системы контроля и сбора информации, и мы видим значительные перспективы для улучшений в этой части работы.
Сейчас мы используем почти все представленные на российском рынке цифровые технологии, предназначенные для сельского хозяйства. Также мы постоянно изучаем новинки, анализируем, насколько они могут помочь нам в достижении тех или иных целей, просчитываем экономический эффект, поскольку понимаем, что не любые решения рационально внедрять. В целом, цифровые технологии в растениеводстве уже помогли нам увеличить урожайность озимой пшеницы на 5 ц/га по сравнению с контрольными полями, сахарной свеклы — примерно на 40 ц/га.
Кроме того, мы активно автоматизируем наши животноводческие фермы, в частности, речь идет о мегаферме на 3 тыс. коров — мы смотрим, какие технологии нам действительно необходимы. Так, сейчас существует технология, которая направляет корову на доение, в этом случае присутствие персонала на ферме сводится к минимуму. Но, во-первых, это очень дорогое оборудование и пока экономически оно невыгодно, кроме того, закупать его нужно за рубежом, а сейчас это сложно.
Конечно, у нас налажены контакты с зарубежными партнерами: это касается и семеноводства, и растениеводства, и животноводства. В последние полтора года в связи с санкциями мы несколько меньше общаемся с европейскими коллегами, но в то же время расширился пул партнеров в Китае, Турции.
После 2022 года мы стали искать альтернативы западным технологиям. Не могу сказать, что это очень просто, но все же определенные удачные шаги в этом направлении мы уже сделали. Если до последнего времени мы использовали американскую программу автоматического управления в растениеводстве, то сейчас на российском рынке появилось свое решение, мы стали применять его. Но в целом импортозамещение в области технологий — это процесс достаточно долгий, для ряда операций, допустим, молекулярных лабораторий, адекватной замены пока не создано.
Если сравнивать уровень внедрения цифровых решений в российском АПК с уровнем в ЕС и США, где сельское хозяйство почти полностью автоматизировано, то наша страна, безусловно, отстает. Если же говорить о странах СНГ, Азии, БРИКС, то, конечно, здесь российские аграрии входят в число лидеров. По количеству применяемых технологий бесспорное лидерство у Китая, но нужно учитывать несколько факторов. Во-первых, там совсем другая структура сельскохозяйственной отрасли — преобладают крупные государственные структуры. Во-вторых, Китай — номер один в мире по использованию дронов, потому что они давно развивают эти технологии, постоянно инвестируют в них.
Кроме того, важно помнить, что работа в сельском хозяйстве долгое время не считалась привлекательной. Тяжелые условия, нестабильность погоды и режим работы отпугивали людей. В результате в развитых странах Западной Европы сейчас почти невозможно найти работников для сельского хозяйства. Но параллельно с увеличением населения растет и потребность в продуктах питания, поэтому сегодня крайне важно найти способы заменить физический труд человека: вместо него могут быть использованы роботы и цифровые технологии.
С учетом того, что цифровизация в сельском хозяйстве активно развивается уже 10-15 лет, работа в сельском хозяйстве становится более привлекательной, в том числе для молодежи, которая уже хорошо разбирается в компьютерных технологиях и имеет доступ к гаджетам. Для них «цифра» — это универсальный, понятный всем язык. Считаю, работа в АПК станет более привлекательна, если, например, техникой в поле можно будет управлять с помощью мобильного телефона, а необходимость физического присутствия на тракторе отпадает. Все это вопрос не одного дня, но именно «цифра» может привлечь молодых специалистов в отрасль.
Пока же привлечь людей в одни сельскохозяйственные регионы сложнее, чем в другие. Например, у нас в Краснодарском крае и вообще в Европейской части России аграрная отрасль развивается динамичнее, чем на Дальнем Востоке. Для стимулирования развития сельского хозяйства государство совместно с представителями бизнеса может предоставлять молодым специалистам поддержку: помощь в получении жилья, финансовую мотивацию и пакетные предложения. Если эту задачу удастся решить, а также грамотно подойти к развитию отрасли, в том числе в части ее цифровизации, то у России есть возможность увеличить свою долю на мировом рынке сельхозпродукции.
Автор — заместитель генерального директора по научно-технической деятельности «Прогресс Агро».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.