Агробизнес требует трансформации

Одним из главных трендов развития агробизнеса в мире остается цифровизация

Развитие экономики в мире происходит в рамках Индустрии 4.0 и затрагивает в разной степени все отрасли, в том числе и агросектор. Чтобы оставаться конкурентоспособным, агробизнес не может оставаться в стороне. Уже сейчас АПК активно впитывает инновации и является одним из крупных потребителей цифровых решений. Так, например, Business Insider Intelligence прогнозирует, что уже в 2020 году количество используемых в сельском хозяйстве IoT-устройств достигнет 75 млн в по сравнению с 30 млн в 2015-м, количество сенсорных датчиков на фермах к 2023 году составит 12 млн, а объем рынка точного земледелия к 2050 году вырастет до $240 млрд по прогнозу Goldman Sachs.

0001.jpg

0001 (1).jpg

У российского агросектора есть большой потенциал для повышения эффективности производства и увеличения прибыльности, но он пока не реализован. Россия значительно отстает по уровню проникновения цифровых решений, занимая 45-ю строчку в рейтинге государств по Глобальному индексу инноваций. Агрегированный показатель по разделу «Создание знаний» значительно превышает аналогичный показатель в разделе «Влияния знаний» (22-е место в мировом рейтинге против 111-го). Отставание наблюдается в целом по экономике и в агросекторе в особенности.

Барьером для развития AgTech в России является устаревшее оборудование, отсутствие стабильного интернет-покрытия, нехватка собственных и высокая стоимость иностранных цифровых решений, низкий уровень инвестиций. Одним из основных препятствий на пути цифровизации является нехватка квалифицированных специалистов. Так, например, по данным Министерства сельского хозяйства, в российском АПК занято значительно меньше IT-специалистов, чем в США, Германии и Великобритании (доля 2,4% против 4,3%, 4,5% и 4,1% соответственно). 

Несмотря на наличие сдерживающих факторов, существуют предпосылки, обозначающие высокий потенциальный эффект цифровизации АПК. Длинная цепочка создания ценности сельскохозяйственной продукции и большое количество нерешенных в отрасли задач — низкая урожайность, неэффективное использование земли, отсутствие контроля и т. д. — заставляют бизнес искать новые решения и обращаться к «цифре». Существующая в России тенденция к концентрации активов и капитала в руках крупных игроков открывает значительные возможности как в плане финансирования, так и в отношении потенциального эффекта от реализации проектов по цифровизации на всех этапах цепочки создания ценности. Кроме того, Россия входит в топ-5 лидеров по объемам прямых иностранных инвестиций в АПК по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, что также можно отнести к предпосылкам для цифровой трансформации.

Трансформация в рамках Индустрии 4.0 может стать основным реальным источником роста при условии эффективного внедрения технологий. По оценке Аналитического центра Министерства сельского хозяйства, цифровизация агробизнеса, при условии комплексного подхода к внедрению, несет в себе потенциал снижения затрат более чем на 23%, а общий прирост продукции сельского хозяйства может составить 361,4 млрд руб.

Однако открывающиеся возможности также несут в себе риски. На начальном этапе цифровизации бизнеса сельхозпроизводителю необходимо ответить на непростые вопросы. Какие решения нужно внедрять в первую очередь? Как учесть специфику конкретного бизнеса при выборе релевантных технологий? Достаточно ли текущего уровня зрелости, чтобы «усвоить» выбранное решение? Интуитивный подход к принятию решений, скорее всего, приведет к ошибкам и выброшенным на ветер деньгам, значительная часть проектов в итоге не принесет ожидаемого результата. Основной причиной является «точечное» внедрение цифровых решений при отсутствии комплексного подхода. Недостаточно купить дорогое цифровое решение, ожидая, что внедрение и интеграция не составят труда, и технология начнет приносить прибыль, как волшебная антилопа. Бизнес требует глубокой трансформации, чтобы технологии были эффективны.

Для успешного внедрения технологий необходимо трансформировать бизнес:



  • Разработка цифровой стратегии

Цифровая стратегия должна быть инструментом для достижения целей общей бизнес-стратегии. Очень важно определить направления технологического развития, которые будут уместны для компании и экономически целесообразны. Важно не поддаваться ажиотажу: некоторые технологии быстро становятся популярны, потому что кажутся привлекательными в моменте, но фактически они едва ли принесут пользу бизнесу. Также важным фактором является возможность беспрепятственной интеграции новых решений в существующую ИТ-архитектуру.

  • Реинжиниринг бизнес-процессов

Бизнес-процессы компании должны быть выстроены таким образом, чтобы соответствовать динамичному развитию внешней среды в условиях увеличения скорости обмена информацией и появления новых технологий. Поэтому критически важно выстраивать гибкие бизнес-процессы внутри компании, нацеленные на постоянные изменения и тестирование новых идей. 

  • Изменение организационной структуры 

Для решения задач по цифровизации и внедрения новых технологий в ведущих компаниях агросектора выделяются сотрудники, которые будут заниматься данными вопросами. Может быть создан отдельный департамент, или же роли по технологиям будут добавлены в отдельные функции и отделы. Целевая структура зависит от зрелости всей компании и объема планируемых задач в рамках цифровой стратегии. Перед компаниями также стоит задача поиска или развития специалистов с опытом как в агросекторе, так и со знаниями ИТ для эффективного кроссфункционального взаимодействия.

  • Создание экосистем

Ни одна компания не может в одиночку осуществлять сбор данных и управлять ими, делать разработки и использовать все новые технологии. Это стимулирует игроков агрорынка в той или иной степени объединяться. Благодаря партнерству с компаниями как внутри агросектора, так и других отраслях, а также с университетами, бизнес-инкубаторами и акселераторами, ведущие компании могут получить доступ к источникам новых технологий, а также выстроить механизмы по их тестированию и внедрению. Для участия в подобных объединениях и работы с другими игроками необходимо определить свои сильные стороны и те области, где наиболее выгодно использовать преимущества внешнего партнера.

  • Использование больших данных

Компании агросектора растут, и вместе с ними увеличиваются массивы данных, которые необходимо обрабатывать. По информации IBM, уже через три года среднее фермерское хозяйство будет генерировать 0,5 млн записей данных ежедневно. Ключевой компетенцией становится возможность правильно интерпретировать эти данные, многократно отвечая на вопрос «Что это значит?». Анализ данных может помочь решить широкий круг проблем, например, определить причины заболевания животных, снизить аварийность оборудования за счет выявления «узких мест», оптимизировать расход удобрений. 

Вместе с этим умение интерпретировать данные открывает дополнительные возможности по созданию ценности перед компаниями. Анализ данных — это стратегическая компетенция, способная генерировать новые бизнес-модели. Услуги по анализу данных предлагают как специализированные компании, так и компании, предоставляющие услуги в дополнение к основному бизнесу.

Внедрение цифровых решений требует высокого уровня общей зрелости как в плане бизнес-процессов, так и в плане культуры изменений и подготовленности персонала к внедрению. Трансформация бизнеса сложнее, чем внедрение готовых решений, но в конечном итоге цифровизация даст максимальный эффект.

Автор — директор, руководитель практики консультационных услуг компаниям АПК, PwC в России. 

Загрузка...