Почему поставки стоило бы закрыть из-за распространения коронавируса
Россия не стала ограничивать импорт китайских овощей и фруктов, но карантинная служба КНР сама ужесточила контроль своей продукции. Это может защитить жителей Дальнего Востока от распространения коронавируса, но негативно повлияет на цены.
Поразительно, что сначала премьер-министр Михаил Мишустин решил закрыть границу с Китаем на Дальнем Востоке, но спустя несколько дней отменил свое решение. На мой взгляд, проще пережить повышение цен на овощи и фрукты, чем эпидемию коронавируса в России. Ведь эти продукты являются живыми организмами, и на них вполне может сохраниться инфекция. Да и возят их граждане Китая. Как их собираются проверять на границах? Просто измерять температуру у всех — это смешно, потому что вирус может проявиться только спустя две недели после инфицирования. А полностью тестировать всех, кто пересекает границу и задействован в торговых операциях, нереально.
Я была очень удивлена, когда узнала, что Россия не стала запрещать ввоз овощей и продуктов из Китая. Да, это приведет к росту цен, особенно на Дальнем Востоке и юге Сибири, но для регулирования рыночных цен нужно поддерживать своих производителей и инвесторов, а не принимать такие популистские меры. Сейчас по требованию карантинной службы КНР ограничены поставки овощей на Дальний Восток, и это замечательно, что Китай сам решил принять такие меры контроля своей продукции. Для них это было непросто, потому что для китайской продукции, особенно категории фреш, и так закрыты многие страны. Но это нужная мера, и другие государства это понимают. Почему Россия не запретила импорт? Это крайне некорректно по отношению к гражданам. То есть получается, что такая мера защищает бизнес импортеров, но ставит под угрозу здоровье обычных людей. Население Дальнего Востока и так с каждым годом снижается, а подобные решения только провоцируют отток людей из региона, потому что жить там становится опасно.
Нам сейчас нужно не договариваться о скорейшем возобновлении поставок, а наоборот, усилить контроль со своей стороны. Так делают и другие страны, которые закрыли импорт не только из КНР, но и государств, которые имеют большой товарооборот с Китаем, особенно во фреш-сегменте. По информации ВОЗ, коронавирус не может долго прожить вне живого организма, но ведь фрукты и овощи в свежем виде, в отличие от, например, электроники — это практически живой организм: они тоже дышат, поддерживают температуру, у них короткий срок хранения. Подтвержденных данных о полной безопасности импортируемой из Китая фреш-продукции мировой общественности пока никто не предоставил.
Китайские овощи и фрукты на Дальнем Востоке сложно чем-то заменить. Японские фреш-продукты будут очень дорогими, вьетнамские и корейские — на 10-15% дороже китайских. Если говорить о ближнем зарубежье, то там тоже все сложно. В Монголии, например, теплиц вообще почти нет, в Казахстане их тоже не хватает. Сейчас холдинг «Эко-Культура» реализует в Казахстане и Узбекистане проекты создания тепличных комплексов, и когда строительство будет завершено, из этих стран можно будет поставлять овощи и в Приморье, и в Хабаровск.
На Сахалине есть «Совхоз Тепличный», который реконструировал почти 10 га своих теплиц до четвертого поколения, а в отдельных местах там применяется и досвечивание. У совхоза хорошие производственные, финансовые и рыночные показатели, поэтому на остров поставляется гораздо меньше китайской продукции, чем в другие субъекты ДФО. Там есть свои овощи, хоть цена на них и выше средней по рынку. Но люди готовы их покупать, так как уверены в качестве.
Теоретически, с Сахалина овощи можно было бы поставлять и в Приморье, Амурскую область, Хабаровский край, но объем производства не такой большой, чтобы снабжать весь Дальний Восток. Возить туда овощи из европейских регионов страны дорого и долго, а с учетом того, что продукция в ДФО обычно доставляется авиатранспортом, цена на нее вырастет в разы. Если жители Дальнего Востока готовы платить больше за отечественную продукцию, то все же желательно остановить выбор на ней, потому что в ее безопасности можно быть практически уверенными. Однако для того, чтобы в регионе были местные огурцы и томаты, там нужно строить новые теплицы, и они должны занимать не один, два или даже три гектара. И для этого просто необходима финансовая и административная поддержка местной власти.
Автор — гендиректор компании «Технологии Роста».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.