Как Россия живет в условиях обострения ситуации с распространением африканской чумы свиней, почему в борьбе с ней неэффективные полумеры и чем мешают межведомственные противоречия
Число стран, в которых выявляются очаги африканской чумы свиней (АЧС), растет, как и количество этих очагов. Россия живет в условиях постоянного возникновения вспышек АЧС уже почти 12 лет, и поэтому чувство опасности вируса для экономики периодически притупляется. А это недопустимо. Мы должны полностью осознать те огромные риски, которые представляют любые каналы распространения АЧС. Нет одного виновника и единственного источника зла — работать нужно параллельно по всем направлениям и со всеми каналами распространения заболевания в России. Если мы говорим о снижении рисков, которые могут прийти извне, то это, очевидно, подразумевает более жесткий контроль перемещения свиноводческой продукции через границу — как в рамках обычной торговли, так и путешественниками.
Вокруг предложения Национальной мясной ассоциации четко выполнять решение Таможенного союза №317 о недопущении ввоза в багаже животноводческой продукции из стран, неблагополучных в эпизоотическом плане, было много шумихи и недовольных. Однако после этого обращения уже произошло несколько попыток ввоза продукции свиноводства, в частности из Китая, в которой был обнаружен геном вируса АЧС. ФТС и Россельхознадзор работают на границе эффективно, и в целом, риски получить зараженные товарные партии свинины сведены к нулю. Однако недостаточный контроль мяса, перемещаемого в багаже туристов, особенно из государств Юго-Восточной Азии, вызывает беспокойство. Нужно принимать особые меры, чтобы не допускать ввоз продукции, которая потенциально может создать очаги АЧС. Другие страны действуют жестко: на днях в Австралии туристку из Вьетнама развернули на границе и депортировали из-за того, что у нее в чемодане обнаружили свинину. Надо сказать, она легко отделалась, так как за такое нарушение предусмотрен штраф в несколько тысяч долларов. Мы понимаем, что Вьетнам сегодня — одна из тех стран, где быстро распространяется АЧС. По прогнозам, в ближайшее время он потеряет до 20% своего производства.
Многие страны для контроля АЧС принимают оперативные и экстраординарные меры совместными усилиями многих ведомств. У нас же на согласование казалось бы очевидных мероприятий или нормативных актов иногда уходят месяцы, а то и годы. И хотя в ряде случаев это происходит по объективным причинам (борьба с АЧС затрагивает очень чувствительные сферы, включая социальные аспекты и права граждан), в чрезвычайных условиях, и имея в виду потенциально катастрофические последствия для нашей экономики, хотелось бы добиваться результатов быстрее. Там, где власти не в состоянии действовать слаженно, мы видим многомиллиардные убытки отрасли и бюджетов.
Негативные процессы с АЧС в КНР привели к тому, что сегодня Китай уже почти не смотрит на цену, когда импортирует свинину. Подумайте только: в сентябре она стоила на 70% дороже, чем годом ранее. Китай увеличивает объемы поставок и из Европы, и из Бразилии, и из других стран, и все равно удовлетворить спрос сложно — настолько упало производство из-за распространения АЧС.
В целом, Россия за последние 10 лет научилась жить в условиях АЧС, и наши потери за это время пока меньше, чем в некоторых других странах, в тех же Вьетнаме и Китае. Но если мы ослабим контроль и потеряем значительную часть собственного поголовья, то столкнемся с тем, что купить свинину будет негде. А если и появятся продавцы, то цены будут очень высокими. Большинство свинокомплексов вынужденно идут на дополнительные расходы для обеспечения повышенного уровня биобезопасности, что, естественно, ложится на себестоимость продукции.
Одна из серьезных проблем в борьбе с АЧС — это межведомственные противоречия. В ряде случаев задачи и интересы конкретных органов исполнительной власти вступают в конфликт с общегосударственными интересами, которые многие тоже видят по-разному. Например, хотя Министерство природных ресурсов и понимает колоссальный ущерб свиноводству, федеральному и региональным бюджетам и гражданам при возникновении новых вспышек АЧС, добиться согласия на проведение некоторых противоэпизоотических мероприятий в дикой природе крайне сложно. Так как на одной чаше весов — промышленное свиноводство и личные подсобные хозяйства, а на другой — интересы любителей охоты и бизнес владельцев охотхозяйств, хотя их убытки в результате необходимой депопуляции кабанов несопоставимы с ущербом государства и отрасли свиноводства.
Есть и примеры того, когда ведомства не соглашаются с необходимыми мерами по ужесточению надзора и контроля или ответственности граждан и предприятий для недопущения распространения болезней животных (не только АЧС), объясняя это тем, что такие меры плохо влияют на бизнес, ЛПХ, свободу перемещения товаров
В обсуждении и согласовании вопросов ветеринарной безопасности и определении тех мер, которые должны приниматься для ее обеспечения, в нашей стране участвуют многие ведомства, однако мнение ветеринаров о том, какие меры необходимы, зачастую не является решающим. Например, кроме прочего, нам необходимо как можно быстрее принимать законопроект об идентификации животных, чтобы отслеживать перемещение скота, в частности незаконное, поскольку это тоже является каналом распространения АЧС. На принимаемые решения и правильные инициативы Минсельхоза оказывают огромное давление правовые департаменты федеральных ведомств, чиновники финансово-экономического блока, что, по меньшей мере, странно. Ведь отвечать-то потом Минсельхозу и Россельхознадзору!
В целом, план по борьбе с АЧС, одобренный правительством России, хороший и полноценный, но не все его пункты реализуются достаточно четко и оперативно. Сегодня Россия стала одним из лидеров мирового свиноводства усилиями как частных инвесторов, так и благодаря огромной господдержке, и глупо будет все это потерять из-за половинчатых решений и мер.
Автор — глава Национальной мясной ассоциации.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.