Как зарабатывать в сельском хозяйстве

В чем глобальные конкурентные преимущества России и почему важно увеличивать агроэкспорт

В странах Черного моря и в частности в регионах Черноземья можно зарабатывать, занимаясь сельским хозяйством. В первую очередь это связано с тем, что в мире лишь на трех территориях есть хорошая почва в таких объемах: это штат Айова в Северной Америке, южная часть Бразилии и часть Аргентины, а также черноземный пояс, который тянется от Румынии через Украину и центральные регионы России. У нас одна из ключевых зон с самой лучшей в мире почвой. Это очень важно понимать, потому что на этом фундаменте строится наше глобальное конкурентное преимущество в мире — возможность получать низкую себестоимость. Второй фактор — погодно-климатические условия. Да, в Центральном Черноземье есть области с рискованным земледелием, но все не так плохо в сравнении с другими регионами мира.

Если посмотреть на логистику, с одной стороны — Центральное Черноземье далеко от портов, но с другой — оно находится вблизи внутренних центров потребления, поскольку большая часть населения страны живет в европейской части России. К тому же, если сравнивать удаленность от портов, например, с бразильским регионом Серрадо, где до океана 1,5-2 тыс. км по саванне, то все относительно. Та же Канада и Северная Дакота тоже расположены не так близко к портам. Другое дело, что мировые производители постоянно инвестируют в инфраструктуру и логистику, и здесь нам тоже предстоит большая работа, если Россия хочет дальше наращивать экспорт, притом делать это так, чтобы сельхозпроизводители зарабатывали и развивались.

Наша страна вышла на первое место в мире по экспорту пшеницы. Одним из крупнейших импортеров является Египет. Если проследить, как меняются потоки мировой торговли, то в начале 2000-х годов Египет практически не закупал российское зерно, тогда как из США ввозил около 5 млн т пшеницы. В этом сезоне к середине мая Россия поставила в Египет свыше 8 млн т зерна, тогда как из США он совсем перестал импортировать пшеницу. И это не какая-то новая реальность, а возвращение к прежней норме: еще в начале 13-14 веков страны Черного моря были важными экспортерами зерна в государства Ближнего Востока и Западной Европы. К слову, в 1913 году Россия производила больше пшеницы, чем США и Канада вместе взятые. Поэтому сейчас просто восстанавливается историческая норма.

Я считаю, что вектор увеличения объемов экспорта сельхозпродукции и доли России в мировой торговле очень правильный. Когда мы начинаем больше конкурировать на мировом рынке, это заставляет нас прогрессировать и улучшать качество продукции, чтобы быть конкурентоспособными. Конечно, нужно дальше инвестировать в инфраструктуру, повышать эффективность регуляторов. При этом важная цель — становиться ключевым игроком не только по зерну, но и более дорогой продукции. Так, например, Советский Союз был достаточно крупным производителем и поставщиком на мировой рынок бобовых агрокультур, потом связи разрушились, и эту нишу заняли Канада, Австралия. Но, думаю, постепенно и здесь произойдет то же, что и с пшеницей: Россия и другие страны Черноморского региона вытеснят их и займут свою долю глобального рынка. Этому будет способствовать тренд увеличения мирового потребления протеиновых продуктов, в том числе растительного происхождения. В какой-то момент наша страна перестанет импортировать сою и наоборот — станет вывозить ее. Соя постепенно будет становиться одной из ключевых экспортных агрокультур, на которой можно заработать больше, чем на пшенице.

Когда наша компания начинала заниматься соей в Центральном федеральном округе, все говорили, что это невозможно и ничего не получится. Сейчас мы выращиваем сою примерно на 64 тыс. га и являемся одним из крупнейших производителей в европейской части страны. Получаем урожайность в среднем 20 ц/га (по стране показатель — 14 ц/га) и протеин на уровне 31-32%. Если сравнить наш севооборот с сельхозпредприятиями центра России — у них пока очень мало сои и зернобобовых, но они вполне могут добиться таких же результатов. Мы не боимся делать ошибки, учимся на них, и распространяем наш опыт в партнерских хозяйствах Центра « Интегратор», чтобы увеличивать производство сои. В этом году покупателями наших семян сои стали фермеры в Курской, Липецкой, Тульской, Тамбовской и Рязанской областях.

Россия вышла на новые рубежи производства: еще 10-15 лет назад урожайность в стране была в среднем на треть меньше, чем в США и Канаде, а сейчас показатели сопоставимы.  При этом за последнее десятилетие произошли несколько спадов в мировой экономике, обострилась геополитическая обстановка, сохранялись высокие кредитные ставки, сложились низкие цены на сельхозпродукцию, и происходит много чего еще. Тем не менее, сельское хозяйство продолжает развиваться.  В том числе улучшаются технологии, что очень важно, люди все больше общаются, ездят по миру и учатся друг у друга. Конечно, впереди еще масштабная работа, есть много возможностей повышать нашу производительность и результат, но я смотрю на перспективы отрасли с оптимизмом.

Патрик Гидирим — управляющий директор группы компаний «»
Загрузка...