Сырье перестанет быть источником сверхприбыли, а кадровый голод станет ключевым барьером роста
Подводя итоги 2023 года, можно выделить два события, которые сильнее всего повлияли на отрасль мясопереработки: сырьевой кризис второго полугодия и значительный рост доходов населения. Беспрецедентный сырьевой скачок был спровоцирован комплексом событий, сложившихся в самый негативный сценарий, при котором образовалось глобальное несоответствие спроса и предложения. Многие компании задумались об устойчивости и стали форсировать поиск путей увеличения маржинальности бизнеса, в том числе за счет смежных рынков. При этом небывалый рост доходов, который еще в конце 2022 года никто не прогнозировал, повлиял разнонаправленно. Увеличение заработных плат, с одной стороны, значительно подтолкнуло спрос, особенно заметный в ряде регионов страны, а с другой — еще более подстегнуло повышение цен на мясное сырье.
С какими вызовами столкнутся мясопереработчики в 2024 году?
Сырье перестанет быть источником сверхприбыли
По прогнозам экспертов, сырьевая конъюнктура в предстоящем году будет более спокойной за счет плановых приростов производства свиней в районе 8% в убойном весе (по данным Национального союза свиноводов), отмены пошлин на импорт куриного мяса в объеме до 140 тыс. т и расширения целевых льготных инвестиционных кредитов на производство бройлеров.
Дополнительно стабилизировать рынок способен возможный переход на форвардные контракты, которые призваны сделать рынок более предсказуемым. Но законы экономики никто не отменял, любое снижение рисков потенциально приводит к уменьшению доходности. Сверхприбыль из-за низких сырьевых цен станет все менее достижима, скорее всего отрасль остановится на каком-то паритетном решении, когда цена будет средне-высокой без резких перепадов в ту или иную сторону. А значит в достижении целей по приросту маржинальной прибыли мясоперерабатывающим компаниям придется надеяться только на себя и свою бизнес-эффективность.
Кадровый голод станет ключевым барьером роста
В отличие от сырьевого вопроса, глобальная нехватка кадров — задача, которая пока не поддается решению. Как известно, дефицит трудовых ресурсов является одним из самых значимых барьеров для роста экономики в целом и отдельных отраслей в частности.
По итогам 2023 года уровень безработицы покажет рекордно низкие значения и сократится до 2,8-2,9%, по данным Росстата. К сожалению, данный показатель нельзя интерпретировать сугубо положительно, все намного сложнее. Нужно четко понимать, что увеличение занятости обеспечивает оборонная промышленность, снижение эффективности производства из-за недоступности ряда технологий, которое будет только нарастать год от года, отток высококвалифицированных кадров, а главное, нехватка человеческого капитала из-за демографической ямы 1990-х.
В 2023 году ситуация с нехваткой персонала встала достаточно остро почти по всей стране. В 2024-м проблема будет только усугубляться, при этом перерабатывающая промышленность, агросектор и ритейл находятся под самым серьезным ударом. Не хватает не только IT-специалистов и профессиональных менеджеров, способных работать в сложных меняющихся условиях, но и квалифицированных «синих воротничков». Именно это будет во многом снижать возможности для развития, особенно для региональных компаний, которым будет все сложнее привлекать качественный персонал.
Рост заработных плат в России по итогам 2023 года, по данным Росстата, должен приблизиться к 13%, что выше официальных показателей инфляции в стране (даже с учетом роста последних месяцев). Пока нет никаких предпосылок для улучшения ситуации, кадры и далее будут дорожать. Уникальные специалисты с высокой квалификацией становятся все менее доступны, а их зарплаты будут расти двузначными темпами, так как данная категория живет в другой инфляционной парадигме и будет пытаться сохранить привычный уровень жизни.
В ближайшей перспективе эта проблема не имеет решения, мясопереработчикам и аграриям придется рассматривать вопрос дефицита кадров как ключевой стратегический вызов, способный всерьез скорректировать рыночные амбиции.
Увеличение доли крупнейших игроков будет усложнять рынок на все больших территориях
По данным компании Nielsen (Топ-3 бренда в категориях по регионам, национальный ритейл-аудит, январь-сентябрь 2023) Уральский, Cибирский и Дальневосточный федеральные округа по целому ряду категорий имеют локальную бренд-структуру с фокусом на локальных игроков. Доля местных производителей там значимо выше, чем в центральной России, ЮФО и на Cеверо-Западе. К сожалению, это обусловлено не эффективностью местных компаний в вышеперечисленных регионах, а особенностью развития сетевого ритейла.
Глобальное расширение федеральных сетей способствует значительному увеличению доли глобальных мясопереработчиков. В 2024—2025 годах регионов с превалированием локальных брендов не останется. Стратегически сети нацелены на покрытие регионов со слабым охватом. Дальний Восток, Cибирь, Урал, Кавказ — показывают двухзначные приросты сетевого канала уже в 2023 году. Вслед за ростом сетей крупнейшие российские мясопереработчики занимаются расширением производственных мощностей и увеличением сроков годности своей продукции.
Будут ли драйверы рынка мясопереработки в 2024 году?
К счастью для производителей — да. Рост заработных плат будет способствовать сохранению высокого спроса. По прогнозам ведущих экономистов, позитивный сценарий скорее всего сохранится в 2024—2025 годах. В таких областях как Свердловская, Новосибирская, Тюменская, Омская, Томская, Курганская, Тульская и ряде других это будет особенно ощутимо.
Строить прогнозы на более длительную перспективу достаточно сложно, но уже сейчас появляются негативные предпосылки, которые могут изменить ситуацию в сторону ухудшения. Это и нарастающее технологическое отставание, и необоснованный рынком рост доходов, который в долгосрочном периоде начнет негативно сказываться на экономике. Поэтому мясопереработчикам, как и другим производственным компаниям, нужно пользоваться возможностями сегодняшнего дня и активно заниматься стратегическим планированием.
С учетом того, что региональные особенности экономики России становятся все более значимыми как с точки зрения конкуренции, так и потенциала спроса, производителям критически важно подходить к стратегии более комплексно. Необходимо учитывать большее количество факторов, что обоснованно потребует от компаний более серьезных компетенций в стратегическом планировании.
Автор — директор маркетингового агентства ФНЦ пищевых систем им. В. М. Горбатова.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.