Сроки внедрения системы прослеживаемости зерна нужно увеличить


В случае внедрения системы с 2022 года вероятность ее нормального функционирования сводится к нулю

22 декабря 2020 года Госдума приняла закон, который предусматривает создание государственной информационной системы прослеживаемости зерна и продуктов его переработки. Он должен вступить в силу с 1 января 2022 года, а госконтроль в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки будет осуществляться с 1 июля 2021-го. » считает, что оптимальным сроком вступления в силу данного закона будет 1 января 2024 года. При этом до внедрения новой системы должны быть решены определенные задачи. 

Компании — члены ассоциации используют существующие на российском рынке инструменты обеспечения прослеживаемости. Так, в отрасли под контролем Россельхознадзора уже действует автоматизированная система прослеживаемости продукции (ФГИС «ВетИС», компонент «Меркурий», «Аргус-Фито»). Подготовка к ее внедрению потребовала значительных усилий и затрат со стороны производителей и участников рынка — как на интеграцию информационных систем, наем и обучение дополнительного персонала, так и на отработку новых процессов внутри предприятий. 

Участники оборота обязаны оформлять ветеринарные и фитосанитарные сопроводительные документы в вышеперечисленных системах при операциях с зерном и готовой продукцией. Таким образом, эти системы уже аккумулируют информацию о движении товара от поля до прилавка, которую можно дополнить, что позволяет осуществлять прослеживаемость зерна и продуктов его переработки.

Кроме того, сейчас большинство предприятий отрасли инвестировали значительные финансовые и человеческие ресурсы во внедрение системы ХАССП, которая может продемонстрировать «прозрачную» прослеживаемость и подтвердить безопасность продукции. Эта система на практике показала свою эффективность, получила позитивные отклики контрольно-надзорных органов. 

Однако следует отметить, что действующие системы работают крайне неустойчиво, не обеспечивают бесперебойную работу бизнеса, который несет убытки, связанные с неоперативным оформлением сопроводительных документов. Поэтому ассоциация «» считает, что, во-первых, создаваемая система прослеживаемости зерна должна быть успешно протестирована, в том числе на предмет сохранности информации, которая в нее поступает. Информационная безопасность участников рынка должна стать обязательным условием функционирования системы прослеживаемости. 

Во-вторых, должны быть разработаны и вступить в силу правила оформления СДИЗ (сопроводительных документов, в которых будет указана информация о партии зерна или продуктов его переработки для прослеживаемости при перевозке и выпуске), а также правила назначения лабораторных исследований, необходимых для внесения в систему прослеживаемости зерна. 

В-третьих, должен быть разработан и вступить в силу документ, исключающий или минимизирующий убытки участников зернового рынка, вызванные некорректной работой системы прослеживаемости или задержками в оформлении документов, необходимых для своевременного получения и отправки зерна и продуктов его переработки. 

В-четвертых, должны быть расшифрованы термины и определения, используемые в законопроекте, в том числе — какие продукты будут относиться к зерну и продуктам его переработки при оформлении СДИЗ, что является партией зерна и партией продуктов переработки зерна. 

» поддерживает стремление правительства по созданию государственной системы контроля качества выращенного зерна. Однако необходимость ее доработки очевидна. В случае внедрения этой системы в сжатые сроки, вероятность ее нормального функционирования сводится к нулю. Подобный прецедент случился при внедрении системы обязательной маркировки лекарственных средств. Компании — члены ассоциации просят учесть их позицию при внедрении новой системы прослеживаемости зерна и продуктов его переработки.  

Автор — президент Ассоциации предприятий глубокой переработки зерна Олег Радин.

Загрузка...