Фермерские продукты на сервисах «Яндекса» и Ozon: перспективы для производителей и потребителей
В июле Минсельхоз заключил соглашение с «Яндексом» о предоставлении аграриям площадки для продажи сельхозпродукции. В августе агроведомство заключило соглашение с компанией Ozon о сотрудничестве по вопросам развития рынков сбыта для субъектов малого и среднего агробизнеса. Вывод фермерских продуктов на эти online-площадки — это перспективно и интересно как для потребителей, которые смогут покупать продукцию высокого качества по адекватной цене, так и для производителей и фермерских хозяйств, которые смогут получить стабильный приток новых клиентов.
Сейчас реализация этих проектов находится на стадии развития. Если говорить про Ozon, то представители малого и среднего бизнеса пока проходят обучение работе с маркетплейсами. Уверен, что в ближайшее время процедура реализации фермерской продукции будет налажена. Сервисы «Яндекса» уже предлагают воспользоваться услугой доставки фермерских продуктов, но пока выбор не очень большой. Например, через «Яндекс.Еда» можно заказать домашние куриные яйца, сыр в кувшине, варенье из белой черешни и другие продукты, которые не встречаются на прилавках привычных супермаркетов.
Данная технология нова для России. Но в других странах, например, в Китае, ее активно применяют уже долгое время. Китайский маркетплейс Pinduoduo уже полностью отточил технологию доставки фермерских товаров потребителю, сотрудничает как с небольшими хозяйствами, так и крупными производителями. Надо сказать, что в Китае культура потребления фермерской, так называемой «здоровой еды», выше. В России к этому только начинают приходить, все чаще отдавая предпочтение не товарам из супермаркетов, а более эксклюзивным и экологически чистым продуктам.
Ozon и «Яндекс», как компании, занимающиеся ритейлом и логистикой, двигаются в правильном направлении. Уверен, что принятые меры оптимизируют все нюансы, связанные с цепочками поставок от фермеров до конечного потребителя. Это же положительно повлияет на ценообразование, и тот самый «борщевой набор», который в последнее время у всех на слуху, станет доступнее.
Разумеется, заказ фермерских продуктов возможен не только через «Яндекс» и Ozon: некоторые хозяйства самостоятельно предлагают доставку продуктов. Но есть ряд нюансов. Например, минимальная стоимость заказа при покупке непосредственно на сайте фермерского хозяйства может быть довольно высокой. Есть надежда, что стоимость доставки и минимальная сумма заказа будут ниже, если фермеры начнут работать с площадками «Яндекса» и Ozon. Если говорить про самовывоз продуктов непосредственно с ферм, то такой вариант производители тоже предлагают, при этом еще приглашают покупателей на небольшую экскурсию. Можно сказать, что это вариант агротуризма, который сейчас крайне популярен.
Очевидно, что фермерам, начавшим сотрудничество с «Яндексом» и Ozon, в том числе нужно учитывать объем продукции, которую необходимо будет поставлять, и риски, связанные с продажей продуктов. Как правило, многие фермерские продукты скоропортящиеся, это, в частности, касается молочной продукции. Если срок годности сыра на прилавке супермаркета может достигать нескольких месяцев и даже года, то фермерский молодой сыр едва ли может храниться больше недели. Соответственно, если хозяйства выйдут на стабильный объем заказов, то производственные процессы нужно будет оптимизировать и менять. Возможно, одним из главных нюансов станет упаковка продуктов. Это должна быть качественная тара, которую будет не только приятно брать в руки, но и которая будет сохранять продукт. Не исключаю, что в перспективе нужно будет активнее работать в этом направлении.
Также убежден, что мало только технически разместить продукцию фермерских хозяйств на маркетплейсах. Нужна активная и социально ориентированная реклама. Каждый день на людей выливается поток информации о том, как выгодно и быстро можно заказать фаст-фуд, но при этом скудно представлены преимущества здорового питания. Людей нужно образовывать, объяснять им пользу продуктов с малыми сроками хранения, говорить об исключении глютена из рациона. Иными словами, нужно представлять фермерские хозяйства, как передовые. Это важно.
Пока предложенные технологии актуальны для B2C, а вот в B2B они пока не реализованы, так как корпоративному покупателю нужно постоянное клиентское сопровождение. Средства производства и технологии (удобрения, пестициды, лабораторные исследования почвы) вряд ли будут востребованы на площадках типа Ozon и «Яндекс». Искренне надеюсь, что в перспективе Минсельхоз придет к диалогу и с компаниями B2B сегмента, которые в том числе работают для фермерских хозяйств.
Эволюция процесса продажи фермерских продуктов необходима. И сотрудничество с «Яндексом» и Ozon — отличный шаг на пути к достижению этой цели. Фермерские продукты должны стать доступнее. Жизнь меняется с развитием технологий и искусственного интеллекта. Покупать товары через интернет — вариант нормы. Маркетплейсы будут забирать на себя поток потребителей фермерских товаров, а это значит, что качественной продукции будет больше.
Автор — генеральный директор группы компаний «Агротек».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.