23 декабря 1924 года можно по праву окрестить «Днём ухудшения качества» и провозгласить государственным капиталистическим праздником
Именно в этот день почти 100 лет назад представители крупнейших компаний по производству осветительных приборов создали Phoebus — один из первых в истории промышленных картелей мирового масштаба. Проблема была в том, что отменное качество ламп накаливания, а, следовательно, долгая продолжительность их эксплуатации приводила к снижению объёма продаж и ставила под угрозу успешное ведение «лампочного» бизнеса. Решение нашлось быстро. Результатом переговоров стала договорённость о том, что стандартный срок службы лампочек необходимо уменьшить до 1 тыс. часов. Безусловно, новый подход позиционировался как техническая инновация, однако «новшество» было направлено лишь на то, чтобы сократить срок службы нити накаливания. В итоге лампочки начали перегорать быстрее.
Эта история про то, как «и стали они думать-гадать, как бы всё изменить ничего не меняя», — один из первых примеров запланированного устаревания в промышленном масштабе. Его до сих пор копируют производители всех мастей и калибров. За последние десятилетия запланированное устаревание продукции, а именно ухудшение качества товаров под лозунгом «модернизации» коснулось бытовой техники, компьютеров, автомобилей. Благодаря такому «прогрессу» мы получили синтетические ткани, пластиковую посуду, генетически модифицированные продукты и прочие «достижения» современного «цивилизованного» мира. Понятно, что к настоящей модернизации и развитию науки это не имеет никакого отношения. Истинная цель — увеличение маржинальности, позволяющей компаниям оставаться на плаву. Поэтому у производителей просто нет другого выхода, как под видом внедрения «инноваций» ухудшать качество производимой продукции: этого требует культ потребления, который давно стал опорой экономики и поддерживается на уровне государств.
Во время Великой депрессии некоторые американские экономисты называли запланированное устаревание продукции «новым богом» для бизнеса. Но сегодня этот «бог» загнал человечество в угол, и производители вынуждены постоянно ломать голову над тем, как трансформировать бизнес, чтобы выжить. В частности, те же производители осветительных приборов пытаются интегрировать обычные светодиодные лампы (срок службы которых значительно больше, чем у аналогичных современных ламп накаливания), в системы интеллектуального домашнего освещения, то есть сделать эти лампы частью другого, большего продукта, для которого возможно сохранить запланированное устаревание.
Сельского хозяйства все эти проблемы касаются в не меньшей степени. Однако применимо к этой отрасли уместнее вести речь не о запланированном устаревании продукции, а об игнорировании щадящих окружающую среду технологий. В частности, в растениеводстве это связано с отказом от грамотного сочетания агротехнических приёмов в пользу бесконтрольного применения химических СЗР. Причина проста. Сегодня в АПК так же, как и в других секторах, идёт наращивание объёма производства и погоня за прибылью. А стало быть, в борьбе за «место под Солнцем» многие сельхозпроизводители вынуждены идти по пути оптимизации и интенсификации, нарушая агротехнику возделывания сельхозкультур, чтобы производить всё большее количество продукции при одновременном снижении его себестоимости и ухудшении качества. Иными словами, зачастую лучшее намеренно меняется на худшее, потому что это худшее помогает наращивать экономический вал, который служит непременным условием выживания в рамках капиталистической модели.
Эксперты отмечают, что в последние годы объём применяемых химических пестицидов стал крайне опасным. Во многих хозяйствах проводят уже до трёх фунгицидных и инсектицидных обработок, но всё равно не могут справиться с вредителями посевов. Причина в том, что интенсификация даёт эффект только в первое время, а затем за счёт резистентности увеличивается количество болезней и численность вредных насекомых. В результате хозяйство, злоупотреблявшее химическими СЗР, не в состоянии более обеспечивать повышение эффективности. Такая ситуация складывается повсеместно. Столкнувшись с проблемой, аграрии вынуждены менять подход к ведению бизнеса и обращать свой взор в сторону позабытой в погоне за маржинальностью биологизации.
По мнению некоторых аналитиков, возврат к биологическому земледелию непременно приведёт к замедлению экономического роста, что не самым положительным образом скажется на благополучии нашего государства. Тем не менее аграриям рано или поздно придётся пойти по этому пути, ведь экологические ресурсы России ограничены, и бесконечный рост применения химических СЗР просто опасен. Однако полностью отказаться от таких препаратов не получится. Здесь возможен только комплексный подход. Точно так же как производители осветительных приборов интегрируют светодиодные лампы в системы интеллектуального домашнего освещения, делая эти лампы частью другого, большего продукта, так и химические СЗР, возможно, станут небольшой частью агротехнологий. Передел рынка в этом направлении уже идёт.