Пора перераспределить господдержку в пользу малого бизнеса
В ходе аграрной реформы 90-х годов прошлого века аналитиками высказывались самые разные предположения относительно того, как будет развиваться российское сельское хозяйство. В частности, преобладала идея о развитии многоукладности агросектора и роста роли сельхозкооперативов. Однако этим прогнозам не суждено было сбыться. Напротив, число кооперативов в нашей стране резко сократилось, а результатом аграрной реформы стала концентрация капитала в руках отдельных собственников — ЛПХ и агрохолдингов. Причем доля последних с 2006 по 2016 год выросла в 2 раза, в результате чего сегодня на агрохолдинги приходится более половины выручки всех сельхозорганизаций.
Такая структура, как утверждают эксперты, не встречается ни в одной другой стране мира, поэтому предсказать будущее российского АПК с оглядкой на чужой опыт невозможно. И все же спрогнозировать дальнейшее развитие событий вполне реально.
Собственно, основных сценариев может быть два. В первом случае агрохолдинги продолжат вытеснять с рынка малый бизнес со всеми вытекающими из этого негативными последствиями: исчезновением деревень, сокращением сельского населения и полной монополизацией АПК. Выглядит, на первый взгляд, странно (ведь агрохолдинги предоставляют рабочие места), однако, как показывает статистика, занятость в сельском хозяйстве и сокращение сельского населения в регионах напрямую связаны с активностью в этих регионах холдинговых структур. При этом, как известно, агрохолдинги поглощают львиную долю госдотаций, которые далеко не всегда идут на модернизацию производства.
Но есть и другой вариант развития событий, который возможен в случае корректировки аграрной политики, — переход от политики господдержки крупного агробизнеса к политике помощи малым формам хозяйствования и включения их в цепочки крупных компаний-интеграторов.
Только при реализации второго подхода возможно достижение озвученной президентом страны планки — увеличения экспорта продукции АПК до $45 млрд к 2024 году (по сравнению с 2017 годом — в 2,2 раза), считают эксперты. Дело в том, что выполнение столь амбициозных целей реально лишь при значительном увеличении среднегодовых темпов роста производства. И есть все основания полагать, что именно малый бизнес, на долю которого сегодня приходится 47 % всей товарной продукции, сможет стать опорой для достижения объявленных планов.
Принято считать, что агрохолдинги накормили страну. Однако, по данным РАНХиГС, к их заслугам можно безоговорочно отнести лишь насыщение рынка сахаром и мясом, тогда как по другим продуктам (например, зерну и масличным) их роль не превышает роли фермеров, а по картофелю и овощам значительно уступает. Получается, что основная доля успешных экспортных продуктов (масличных и зерновых) производится фермерами, а не агрохолдингами.
Иными словами, властям пора перераспределить господдержку в пользу малого бизнеса. Фермерские хозяйства — перспективный сектор, на который давно пора делать ставку. Именно они являются производителями конкурентных продуктов, которые открывают возможности для завоевания внешних рынков и улучшения продовольственной безопасности страны. Но что самое важное — малый бизнес не даст России окончательно обезлюдеть. (см. «Назад к земле»).