В рассказе «Круговая помощь» Бориса Викторовича Шергина, уникального сказителя и бытописателя, проникновенно описывавшего в своих произведениях Русский Север, повествуется о том, как поморы, следуя морскому уставу, безвозмездно починили «битое непогодой» датское судно.
Датский шкипер спросил старосту, какова цена работе, и неожиданно для себя услышал: «Какая цена? Разве ты, господин шкипер, купил что? Или рядился с кем?».
Далее на протяжении всего рассказа иллюстрируется пропасть между западным и русским менталитетом. Шкипер, не понимая, почему староста не желает взять плату за выполненную работу, пытается раздать всем работавшим над починкой его судна подарки. Но никто не берет — люди только смеются, да руками отмахиваются.
Тогда шкипер делает вывод, что люди стесняются либо друг друга, либо начальников, и решает сложить короба с гостинцами среди дороги в общую кучу, чтобы каждый из кормщиков, кто хочет, мог забрать себе награду. Однако никто так и не пришел за подарками. Более того, мимо подарков проходило немало постороннего народу, но никто до коробов даже не дотронулся.
Только отплывая, шкипер понял суть морского устава: «Если вы обязаны помогать, то и я обязан». Моряки ответили ему: «Верно, господин шкипер! Ты обязан. Мы помогли тебе в беде и этим крепко обязали тебя помочь нам, когда мы окажемся в морской беде. Ежели не нам, то помоги кому другому. Это все одно. Все мы, мореходцы, связаны, и все живем такою круговою помощью. Это вековой морской устав. Тот же устав остерегает нас: «Ежели взял плату или награду за помощь мореходцу, то себе в случае морской беды помощи не жди».
В прошлые века этот жизненный принцип, основанный на нравственной силе, был характерен не только для морского сословия, но и для всего русского народа. Например, известно, что купеческое слово приравнивалось к подписанию договора. Не поэтому ли до Октябрьской революции Россия демонстрировала впечатляющие успехи в кооперации?