Цифровизация в АПК позволит увеличить конкурентоспособность российской продукции и нарастить объемы экспорта, а субсидии для сельхозпроизводителей в этом направлении могут дать мультипликативный эффект
Пожалуй, два самых часто используемых слова в АПК в 2019 году — экспорт и цифровизация. И если с первым многое понятно — четкая цель по SMART поставлена, подпрограмма в рамках Нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» утверждена, финансирование запланировано, государство участвует в открытии границ стран Юго-Восточной Азии, в том или ином виде создан и функционирует Российский экспортный центр, то по цифровизации немало вопросов.
В октябре на I Международном агропромышленном форуме директор департамента цифрового развития Минсельхоза Александр Архипов заявил, что отдельных видов субсидий на внедрение цифровых технологий не предусмотрено. В декабре на конференции «Агрохолдинги России» подобное утверждение повторила замминистра Елена Фастова. По ее словам, в бюджете на 2020 и 2021 годы заложено по 1,5 млрд руб. на цифровизацию, но это деньги на разработку платформ и программных продуктов, а не субсидии аграриям в этой сфере.
Это кажется не совсем справедливым по трем причинам. Во-первых, Минпромторг предоставляет промышленным компаниям (а не сельхозпроизводителям) существенные средства под цифровизацию; во-вторых, цифровизация позволяет значительно увеличить конкурентоспособность наших компаний и продукции, то есть напрямую способствует увеличению объемов экспорта; в-третьих, эффективность подобной субсидии будет, вероятно, не ниже большей части уже существующих дотаций.
Правда, государство в лице Минсельхоза все же в том или ином виде участвует в цифровизации АПК. Цель агроведомства — цифровая трансформация сервиса предоставления субъектам АПК мер господдержки. Состав цифровых сервисов определен видением министерства актуальных проблем аграриев, которые можно решить с помощью цифрового госуправления:
1. Сервисы в части субсидирования;
2. Сервисы в части льготного оказания услуг (льготное кредитование, агролизинг);
3. Сервисы поддержки сельскохозяйственного рынка и льготной транспортировки.
Завершить реализацию этих сервисов предполагается к 2021 году. При этом уже сейчас Минсельхозом совместно с компанией «Информационные системы и сервисы» создана автоматическая информационная система «Респак», направленная на упрощение и ускорение процедур, связанных с получением господдержки, подачей и проверкой отчетности. Сейчас система охватывает семь регионов СФО, еще пять — в процессе подключения. Например, в Алтайском крае 100% субсидий (3,3 млрд руб.) в 2018 году были выданы через АИС «Респак».
Цифровизация российских сельхозпроизводителей — это не сферический конь в вакууме, это реальный процесс, уже стартовавший у части наших холдингов, причем как у самых крупных («Мираторг» - управление стадом, системы точного земледелия; «Русагро» - управление сырьем, долгосрочное хранение, умное производство, системы точного земледелия; «Степь» - системы точного земледелия, агроскаутинг, цифровая транспортная платформа), так и у небольших, некоторые из которых уже объявили себя полностью цифровыми предприятиями («Белая Дача фарминг»). Не только сами разработчики решений говорят об улучшении показателей (например, «Агросигнал» - об увеличении рентабельности сельхозпроизводства на 20%), но и агрохолдинги. Так, у «Русагро» в 2018 году урожайность подсолнечника и кукурузы выросла на 28% и 12% соответственно, «АгроТерра» за год применения технологий (NDVI-мониторинг, GPS-мониторинг, лабораторные обследования, агроскаутинг) повысила урожайность сои на 11,5%, пшеницы — на 6,5%. По словам гендиректора крупного агрохолдинга, экономический эффект (увеличение урожайности + снижение расходов) от перехода на современные технологии, оценочно, может достигнуть 20 тыс. руб./га.
Отрадно то, что решения для растениеводов предлагает целый ряд именно российских разработчиков, лидеры среди которых — «АНТ», «TN-GROUP Агроаналитика», Cropio, «ЦПС Агроуправление», «Агросигнал», Smart Agro, Exact Farming. Решения комплексные, с довольно широким функционалом: реестр полей и посевов, агроскаутинг, спутниковые и аэрофотоснимки, работа с метеоданными, мониторинги движения техники, работ, событий, автоматизация весовых (при уборке урожая), путевые листы, точное земледелие (карты дифференцированного внесения удобрений, пестицидов). Основные усилия компаний-разработчиков неслучайно направлены именно на растениеводство, так как в других направлениях сельхозпроизводства (животноводческие и тепличные комплексы) присутствуют компании-интеграторы, они же поставщики технологий и оборудования (например, Afimilk), уже обеспечивающие процесс должным уровнем автоматизации и цифровизации.
Также радостно отметить, что и производители российской техники включились в процесс: «Ростсельмаш» оснащает свои тракторы и комбайны системой автопилотирования (GPS/Глонасс), RFID метками, комбайны картографируют урожайность при уборке, имеют датчики домолота и оценки влажности зерна, трактора дифференцированно вносят удобрения и пестициды. А система ночного видения RSM Night Vision удостоилась серебряной медали Innovation award на выставке Agri Technica в Ганновере в 2019 году.
В этой связи можно было бы добиться мультипликативного эффекта при субсидировании цифровизации (только при использовании российских решений) сельхозпроизводителей, поскольку большинство мелких и средних производителей не могут себе ее позволить. Это бы способствовало развитию цифровых технологий в России (финансирование иностранных агростартапов несопоставимо выше, чем российских), позволило увеличить конкурентоспособность российской продукции АПК и тем самым нарастить объемы экспорта. Это особенно актуально для решения задачи ограниченных ресурсов (посевных площадей): по разным оценкам, для выполнения цели экспорта продукции АПК на $45 млрд в 2024 году необходимо увеличить посевную площадь под зерновыми и масличными агрокультурами на 5-10 млн га при небольшом росте урожайности относительно удачного 2017 года. Внедрение цифровых технологий может решить этот вопрос за счет существенного повышения урожайности, а не расширения посевов, к которому сельхозпроизводители не особенно-то и стремятся — для их мотивации Минсельхозу даже пришлось вводить субсидию за вовлечение в оборот неиспользуемых сельхозземель.
Однако это неоднозначный вопрос: не так легко проследить, используются ли просубсидированные технологии или нет, поэтому необходима дискуссия между всеми участниками рынка АПК.
Автор — старший менеджер группы по оказанию услуг предприятиям АПК компании EY.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.