В утвержденных требованиях к обращению с ними упущен ряд важных вопросов
С 1 марта вступает в силу Федеральный закон «О побочных продуктах животноводства», в числе целей которого указано «повышение эффективности вовлечения побочных продуктов животноводства в сельскохозяйственное производство, в том числе для обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Теперь хозяйствам предоставлено право самим решать к чему относить навоз — к «опасным отходам» или к побочным продуктам, накопление, хранение, переработку и использование которых не надо лицензировать.
Сохранение и повышение плодородия почв — одна из важнейших задач в России. Об этом прямо говорится в рекомендациях Круглого стола, проведенного в феврале 2020 года в Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. Отмечено, что объемы используемых удобрений недостаточны даже для простого воспроизводства плодородия, что необходимо обеспечить пополнение запасов органического вещества за счет внесения в почву навоза, что позволяет предотвратить потери гумуса и восстановить агрономически ценную структуру почвы. Однако до принятия нового закона животноводческие предприятия всех видов и размеров были обязаны приобретать лицензии для хранения, переработки и использования на собственных землях «опасных отходов», к которым в соответствии с Федеральным классификационным каталогом относились получаемые побочные продукты животноводства (навоз/помет).
С одной стороны, формулировка «побочный продукт животноводства» звучит приятнее «опасных отходов». Но так ли это может быть на деле, а не только соответственно букве закона — могут ли побочные продукты животноводства признать опасными отходами?
Могут, но только в случае установления органами федерального государственного контроля (надзора) нарушения Требований к обращению побочных продуктов животноводства. Сейчас такие требования и перечень нарушений утверждены правительством и являются основными документами для контролирующих органов и животноводческих предприятий, в соответствии с которыми будет строиться вся работа с побочными продуктами. К сожалению, требования представляют собой относительно короткий документ, в результате оказались упущенными решения ряда важных вопросов, с которыми в своей работе сталкиваются животноводческие предприятия. До недавнего времени основными документами, регулирующими накопление, переработку и использование навоза/помета были семь основных документов, в числе которых ветеринарно-санитарные правила, ГОСТы и Методические рекомендации.
В утвержденных требованиях не учитывается наличие на комплексах бесподстилочного жидкого навоза, а в настоящее время это основной вид навоза современных комплексов. И, поскольку требования являются главным документом по работе с побочными продуктами животноводства, проектировщики и хозяйства будут выполнять их вне зависимости от того, какой побочный продукт хранится: подстилочный навоз, неразделенный жидкий навоз или жидкая фракция, хотя способы их хранения рекомендованы разные. В соответствии с требованиями, сроками хранения навоза для гарантированного биологического обеззараживания могут быть только указанные 12 месяцев, включая увеличение сроков хранения жидкой фракции до 12 месяцев. Для хозяйств это обернется повышенным объемом капитальных вложений и высокими затратами на проведение регулярного перемешивания неразделенного навоза в хранилищах больших размеров.
Учтены ли в требованиях агрохимические показатели для органических удобрений? Ведь навоз не всегда сразу можно отнести к удобрениям, а уж тем более вносить в почву. К сожалению, в требования не вошли даже минимальные физико-химические и агрохимические показатели для органических удобрений — допускается внесение в пашню веществ с содержанием токсичных элементов, пестицидов, патогенных и болезнетворных микроорганизмов и паразитов, но не имеющих питательной ценности для растений. Полное отсутствие агрохимических и физико-химических показателей в требованиях не стимулирует хозяйства к переработке и повышению качества вносимых органических удобрений, что вряд ли соответствует указанной в законе цели — обеспечению воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, не учтено наличие мелиоративных систем орошения с применением животноводческих стоков, которые в последние годы находят все большее применение и их создание субсидируется на государственном уровне.
С вводом в действие закона и требований, утвержденных правительством России, не устранится проблема, вызванная тем, что обработанный, переработанный побочный продукт относится к агрохимикатам. Это значит, что его использование для удобрения полей возможно только после регистрации в Реестре агрохимикатов Минсельхоза России. Даже маленькое предприятие будет обязано оформить необходимые документы, провести исследования своих побочны продуктов животноводства, пройти проверку на соответствие показателям, предусмотренным в требованиях. Также остается открытым вопрос, у какой организации теперь проводить экспертизу разрабатываемых для сельскохозяйственных предприятий проектов по мелиоративным системам с применением побочных продуктов животноводства. Ранее согласования проводились с Росприроднадзором.
Термины «обработанные» и «переработанные» побочные продуты животноводства записаны как единое понятие,
Автор — директор по развитию ГК «Биокомплекс».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.