Маркировка молочной продукции: на очереди фермеры

КФХ и СПК не стоит рассчитывать на очередную отсрочку старта обязательной маркировки

С января 2021 года в России началась поэтапная маркировка молочной продукции в системе «Честный знак» от Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) — сначала добровольная, а затем и обязательная. У маркировки изначально было немало противников. Участники рынка опасались роста себестоимости и усложнения производственных процессов, волновались насчет дублирования с системой «Меркурий». Внедрение маркировки показало — многие опасения были напрасны, а большинство вопросов решались в контакте с отраслью. Так произошло, к примеру, с поэкземплярным прослеживанием, только на днях Минпромторг заявил, что вместо него с отраслью протестирует учет партий. 

Для государства эффективность маркировки уже не вызывает вопросов. Только в молочной отрасли она позволила в 12 раз сократить фальсификат, в 10 раз — продажи просрочки, об этом отчитывались сразу несколько ведомств. Поэтому я ожидаю, что маркировка будет распространяться. Сейчас на очереди фермеры. Их старт работы в системе «Честный знак» не раз переносился. Ранее предполагалось, что эти категории производителей должны начать маркировать молочную продукцию с 1 декабря 2022 года, затем запуск отложили до 1 декабря 2023-го, потом — до 1 сентября 2024. 

На недавнем совещании в Минпромторге вопрос введения маркировки обсуждался с многими представителями КФХ и СПК. Выяснилось, что 90% уже зарегистрировались в системе маркировки, треть полностью готовы, многие уже сейчас начали маркировать продукцию, хотя это необязательно. Причина в том, что по словам самих фермеров, если они хотят реализовывать свою продукцию через магазины и розничные сети, маркировка им просто необходима — многие ритейлеры и другие предприятия розничной торговли уже сейчас отказываются принимать молочную продукцию без маркировки. И это не только вопрос учета: многие потребители не хотят приобретать товары без кода, опасаясь купить подделку и не разбираются, фермерский товар или нет. То есть наличие кода стало еще одним фактором выбора товара, и фермерская продукция без него просто проигрывает в конкуренции. 

Кроме того, Минпромторг безвозмездно предоставляет небольшим производителям программное обеспечение, которое позволит упростить работу в системе маркировки и снизит возможные риски. Конечно, обязательная маркировка так или иначе потребует определенных изменений в подходах к работе. 

Поэтому, несмотря на то что в отрасли по-прежнему остаются скептики, считающие, что маркировку для фермеров вводить не надо и ее будут переносить бесконечно, я бы не стал рассчитывать на следующий перенос. Об этом свидетельствует риторика как властей, так и многих представителей отрасли. На мой взгляд, эффективнее всего — разобраться в системе заранее и внедрить ее, пока не подошел срок, а оборудование для маркировки закупить, пока действуют программы компенсации 50% затрат на его приобретение — они тоже могут рано или поздно завершиться. 

Автор — управляющий партнер Agro & Food Communications.


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Загрузка...