Понятие «фермерской продукции» в законопроекте требует уточнения
В настоящее время для крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) остро стоит вопрос переработки и сбыта конечной продукции. Большие затраты на весь цикл производства и дальнейшую реализацию товара, нехватка знаний и навыков по формированию стабильного спроса на сельхозпродукцию — все это не способствует отлаженной работе КФХ. Многие мелкие и средние хозяйства, не выдержав такой нагрузки, закрываются.
Сейчас мы наблюдаем такую картину: КФХ производят сырье, а переработкой в большинстве случаев занимаются другие предприниматели, которые скупают по минимальным ценам продукты сельского хозяйства, производят готовый товар, упаковывают и продают. Для КФХ намного выгоднее самим заниматься переработкой своего сырья и дальнейшей реализацией.
Сейчас у потребителя есть запрос на качественный фермерский продукт. Он хочет быть уверенным в качестве товара, и в том, что весь цикл производства «от А до Я» стоит за фермером. Также существует потребность в небольших фермерских «магазинах у дома». Создание местных торговых сетей с настоящей фермерской едой может закрыть потребность в натуральных продуктах питания, что в будущем положительно скажется на здоровье и благополучии потребителей.
Однако в современных реалиях недостаточно только произвести товар, необходимо еще и достойно преподнести его: рассказать о преимуществах, красиво упаковать и продать. В высоко конкурентной среде маркетинг является важной составляющей успеха в формировании стабильного спроса и в сбыте продукта. Если заниматься всеми циклами в рамках одного КФХ, то у фермера появится огромная финансовая нагрузка: оборудование для переработки, сертификация, упаковка, дополнительная рабочая сила в лице бухгалтера, маркетолога, продавцов, технологов и др.
Есть единичные примеры ферм, которые вкладывают огромные инвестиции в развитие, но пока хозяйство не окрепло, потребуется много времени, чтобы окупить все вложения и получить прибыль. У многих просто нет такой возможности. Вместе с тем, появляются опасения, связанные с созданием агрегаторов фермерской продукции.
Из проекта закона, который в том числе предполагает создание единых требований и правил работы таких агрегаторов, следует, что агрегатор будет выполнять исключительно посреднические функции, а значит — будет ориентирован на закупку сельхозпродукции по минимальной цене и реализацию ее в торговые сети по максимально высокой цене. В данной ситуации в проигрыше окажется и сельхозтоваропроизводитель, и потребитель. А посредник получит двойную выгоду — от проводимых сделок по реализации фермерской продукции и от господдержки, которая будет оказываться ему как агрегатору.
По этой причине в законопроекте требуются уточнения к определению понятия «фермерская продукция». В существующей редакции оно может быть распространено на продукцию почти всех малых сельхозтоваропроизводителей, независимо от их организационно-правовой формы. В таком случае могут появиться недобросовестные производители, которые под видом фермерской продукции будут продавать некачественный промышленный суррогат. Кроме того, данный законопроект может создать дополнительные препятствия развитию сельхозпотребкооперации, которая как раз должна стимулировать у производителя потребность в переработке и сбыте качественных товаров.
Автор — руководитель козьей фермы «МАМА КОЗА», председатель Сельскохозяйственного Потребительского Сбытового Кооператива «Сделано в Воронеже», основатель Воронежской ассоциации добросовестных производителей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.