В России есть потенциал для увеличения производства говядины, однако для его реализации формат работы отрасли нужно изменить
В России есть большой потенциал для производства мясного КРС: в последние годы начала формироваться культура потребления качественной говядины, во многих ресторанах блюда из нее стали обязательным элементом. Возможно, не по всей стране, но хотя бы в крупных городах спрос на говядину будет увеличиваться. Правда, пока на рынке говядины преобладает мясо от молочных пород скота, тогда как производство специализированных мясных пород увеличивается незначительно.
Сейчас в отрасли сформировались определенные правила и условия работы, которые ограничивают ее рост. Например, слабо развита сельскохозяйственная инфраструктура и рынок наемных работников с техникой, особенно в центральных и северных регионах европейской части России. Не хватает комбайнов, тракторов, современных сеялок, опрыскивателей и другой техники для полевых работ. Недостаточно предприятий по ремонту этой техники. Кроме того, очень мало компаний, поставляющих корма для скота, и организаций, занимающихся осеменением.
Частные фермеры мало занимаются мясным скотоводством, как следствие — крупные хозяйства стремятся выстроить закрытый вертикально интегрированный бизнес. При этом хорошим вариантом для дальнейшего развития рынка было бы разделение компаний на четыре типа: по воспроизводству КРС, по откорму КРС, мясокомбинаты и компании по обслуживанию фермерских хозяйств: по ремонту техники, по осеменению животных, поставке кормов, вывозу молока, транспортировке животных, предоставляющие ветеринарные услуги, подрядчики для полевых работ и др. Это позволило бы создать здоровую конкуренцию и стабилизировать ценообразование. Подобный опыт есть в других странах — у исторических производителей говядины: в Западной Европе (Франция, Германия, Бенилюкс), Австралии, США, и эту модель можно считать рабочей.
Разделение обязанностей важно еще и потому, что проекты производства мясного КРС долго окупаются — от 10 лет. Причем выход на положительную EBITDA зависит от многих факторов: объемов собственного воспроизводства и откорма, количества скота на забой, продажи нетелей. Оптимальным является быстрое наращивание собственного стада, контроль падежа КРС, реализация как мяса (скота на убой), так и племенных животных.
Последнее время мы наблюдаем, что новым трендом в отрасли стал экспорт мяса. Такой интерес понятен, так как поставки за рубеж позволяют получать стабильные валютные поступления. Если представить, что по каким-то причинам вывоз будет запрещен, то произойдет стабилизация роста цен на сырье (в нашем случае — живой КРС на убой), однако маловероятно, что за этим последует падение розничных цен на продукцию, так как другие издержки не уменьшатся. Однако в целом, по моему мнению, в дальнейшем цены как на живой скот и мясо-сырье, так и на продукцию в рознице будут повышаться незначительно — на 0,3-0,5% в месяц. Укрепление рубля с большой вероятностью приведет к возвращению поставок на внутренний рынок, а, как показывает практика малого и среднего бизнеса, спрос на внутреннем рынке достаточный.
Я считаю, что для более активного развития производства говядины в России нужно работать одновременно в нескольких направлениях. Во-первых, с помощью маркетинга повышать культуру потребления говядины и формировать желание покупать хорошую качественную продукцию. Во-вторых, необходимо развивать частное фермерство, предоставлять государственную и коммерческую (банковскую) поддержку. В-третьих, нужно развитие сельскохозяйственной инфраструктуры, в том числе сервисных компаний, предоставляющих различные услуги бизнесу.
Автор — коммерческий директор компании «Наша Житница» (бренд «Стейковка»)