В России нет доктрины продовольственной безопасности

Покупательная способность населения снижается, а баланс импорта и экспорта продовольствия остается отрицательным

В России нет доктрины продовольственной безопасности, есть доктрина продовольственной независимости, названная доктриной продбезопасности, а это разные вещи. Параметры, записанные в доктрине, — это нормативы по обеспечению населения теми или иными продуктами питания отечественного производства. Это продовольственная независимость, а не безопасность. Все вопросы продовольственной безопасности, во-первых, концентрируются в покупательной способности населения, а с ней у нас далеко не все хорошо. В последние три года она снижается, причем достаточно высокими темпами, и это как раз проблема продовольственной безопасности, потому что в стране очень много малоимущих людей, которым не хватает средств, чтобы получать достаточный по медицинским нормам рацион питания.

Во-вторых, мы не можем полностью обеспечить продовольственную корзину за счет собственных производственных ресурсов. Россия давно является крупным экспортером зерна, в этом сезоне вывоз может достичь 50 млн т, мы мировые лидеры по поставкам пшеницы, но это не избавляет нас от отрицательного баланса по стоимости поставок продовольствия. По итогам 2017 года экспорт агропродукции превысил $20 млрд, но при этом опять стала расти стоимость импорта продуктов питания, которая приблизилась к $29 млрд. Отрицательный баланс — это подтверждение того, что с продовольственной безопасностью у нас не все в порядке. Хотя с точки зрения продовольственной независимости мы достигли определенных успехов.

Нам нужно глубже смотреть на интегрированность в мировой рынок. Почти весь наш экспорт концентрируется в сырьевых ресурсах: мы вывозим зерно, являемся крупным поставщиком сырого растительного масла, поставляем много чего еще. Но кто при этом лидирует по продукции переработки зерна? Турция. Из общей емкости мирового рынка муки в 12 млн т около 5 млн т или 40% приходится на Турцию. И всю эту муку она производит из российской пшеницы и продает с добавленной стоимостью.

Если мы посмотрим на продовольственный экспорт США, которые занимают первое место в мире с ежегодным объемом около $140 млрд, то мы увидим, что штаты делают основной акцент на поставки продукции с высокой добавленной стоимостью. Например, они являются лидерами по экспорту премиальной говядины, при этом внутри страны не гнушаются потреблять рядовую канадскую говядину, которая гораздо дешевле. То есть страна открыла Канаде доступ на свой рынок, а сама концентрируется на поставках дорогой премиальной продукции с высокой добавленной стоимостью. Мне кажется, нам нужно задуматься на эту тему и проводить аналогичную политику на агропродовольственном рынке: осваивать глубокие интеграционные процессы и делать ставку на поставки продукции с высокой добавленной стоимостью.

Автор — президент .

Загрузка...