Исключат ли продукты жизнедеятельности животных из списка опасных отходов
Дискуссия об исключении навоза из списка опасных отходов продолжается уже не один год, став особенно актуальной в последнее время, в том числе в связи с активным применением «Закона о лицензировании» в отношении животноводов. При этом никогда прежде обсуждение не выходило на самый высокий уровень. И вот наконец в декабре прошлого года в Госдуме был зарегистрирован проект Федерального закона «О продуктах жизнедеятельности сельскохозяйственных животных и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержащий, в частности такие пункты: «Продукты жизнедеятельности сельскохозяйственных животных не являются загрязняющими веществами и объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду» и «Продукты жизнедеятельности сельскохозяйственных животных могут использоваться как источник повышения плодородия почвы в порядке, определенном техническими условиями и технологическим регламентом».
В силу разных причин 3 марта он был снят с рассмотрения по инициативе авторов, но спустя всего два дня, 5 марта, был зарегистрирован новый законопроект, предполагающий внесение изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». В числе прочих корректировок предложено дополнить статью 9 «Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности» частью «Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов животноводства не подлежит лицензированию». Кроме того, предложено внести изменения, связанные с использованием в качестве сырья для производства удобрений побочных продуктов животноводства в законы «Об экологической экспертизе», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
Кроме того, в феврале 2022 года вопросы, связанные с переработкой и утилизацией навоза, были подняты в Совете Федерации. Спикер Совета Валентина Матвиенко раскритиковала существующую ситуацию и поставила задачу в минимальные сроки уладить вопросы, связанные с использованием навоза и продуктов его переработки в качестве удобрения.
Учитывая все это, можно говорить о большой вероятности того, что в ближайшем будущем навоз перестанет считаться опасным отходом (по крайней мере, с точки зрения законодательства). Можно ли считать это жирной точкой? И да, и нет. Для полноценного решения, предполагающего не только экономию, но и повышение плодородия почвы и урожайности, потребуется поддержка активного внедрения хозяйствами наилучших доступных технологий по данной тематике, а также меры запретительного характера за несоблюдение нормативов переработки навоза, например, за поверхностное внесение неконтролируемых объемов или вывоза свежего навоза в поля.
Напомню, что федеральный проект НДТ (наилучшая доступная технология) был запущен для стимулирования внедрения эффективных технологий, наносящих минимальный урон окружающей среде, в различных сферах хозяйственной деятельности. В 2017 году группу справочников НДТ пополнил ИТС-41: «Интенсивное разведение свиноводства», включающий раздел «Системы удаления навоза и подготовка свиного навоза к использованию».
Среди наилучших технологий в федеральном проекте указаны, в том числе и такие решения, как:
-
шнековые сепараторы для разделения навоза на твердую и жидкую фракции;
-
шланговые системы для внесения жидких органических удобрений в поля;
-
активное компостирование твердой фракции при помощи ворошителей.
Технология разделения стока на фракции пришла из очистных сооружений, претерпев некоторые изменения. Применение шнековых сепараторов позволяет:
-
исключить процесс брожения навоза за счет отделения твердой фракции;
-
уменьшить интенсивность запаха (аммиака), который выделяется при брожении навоза;
-
сократить срок хранения (выдержки) жидкой фракции в два раза;
-
уменьшить необходимый объем навозохранилищ (лагун) в виду меньшего времени хранения;
-
ускорить процесс внесения органических удобрений (жидкую фракцию можно быстрее внести, нежели густой навоз).
Применение шланговых систем признано значительно более экологически безопасным и экономичным, в сравнении с бочковым внесением. К числу экологических выгод внесения навоза шланговыми системами относятся:
-
Использование одного трактора для работы ШС вместо пяти — десяти тракторов при внесении бочками.
-
Пример: производительность ШС длиной 6,8 км составляет 175 м3/час, а тракторной цистерны емкостью 16 м3 — всего 17,7 м3/час.
-
Незначительная нагрузка на почву.
-
Снижение выхлопов в пять раз по сравнению с бочками (два дизельных двигателя — ДНС и трактор, вместо десяти).
К экономическим:
-
Сокращение прямых затрат на внесение 1 м³ навоза в два-три раза.
-
Уменьшение количества тракторов, необходимых для внесения, экономия ГСМ.
-
Шланговые системы можно использовать в период между весенним и осенним внесением навоза, например, для перекачки воды к оросительным установкам, использование в аварийных ситуациях
и т. д.
Применение ворошителей позволяет сократить срок компостирования с четырех месяцев и более (пассивное компостирование) до двух-трех недель.
Так как под наилучшей доступной технологией подразумевается такое технологическое решение в той или иной отрасли, которое наносит меньший урон окружающей среде, является наименее энергозатратной и трудоемкой и обеспечивает наилучшее решение проблемы, то приведенные выше примеры можно считать отличным свидетельством того, что решение экологических проблем может приносить значительные экономические выгоды.
Возвращаясь к законопроекту, следует отдельно выделить корректировку Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Так, статью 7, «Права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», предложено дополнить следующим абзацем: «при проведении мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения использовать побочные продукты животноводства, образующиеся при производстве сельскохозяйственной продукции и не являющиеся целью данного производства, если такие продукты пригодны в качестве сырья в производстве удобрений в порядке, определенном техническими условиями и технологическим регламентом».
Как видно, авторы законопроекта фактически закрепляют в качестве права собственников действия, которые ранее были отражены в разъяснении Минприроды РФ (Письмо от 5 мая 2016 года N 04-12-27/9376) в контексте получения лицензии (точнее — необязательности получения лицензии): «хозяйства вправе использовать продукты, образующиеся в результате их деятельности (включая навоз), для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, например, в качестве удобрения при условии наличия ТР и ТУ».
Автор — специалист ГК «Биокомплекс».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.