Как страны мира решают проблему чрезмерного потребления сахара
39 кг в год или 107 г сахара в сутки потребляет средний житель России, согласно данным Росстата. Но для сохранения здоровья эта цифра должны быть минимум в два раза ниже: примерно 50 г в день или 12 чайных ложек, рекомендует Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Речь не только об употреблении чистого сахара, например, для добавления в чай. Свободные сахара содержатся в напитках, сиропах, фруктовых соках, газированных напитках. Именно газированные напитки — основной источник сахара для современного человека. В России от 20% до 40% юношей и девушек употребляют сладкие напитки ежедневно, указывает ВОЗ. Вместе с тем, 39% населения планеты страдают избыточным весом, еще у 13% зафиксировано ожирение. Ежегодно эти проблемы приводят к 3,4 млн смертей. Избыточным весом страдают и примерно 41 млн детей до пяти лет.
При кажущейся очевидности утверждения о том, что чрезмерное потребление сахара вредит здоровью, не все люди могут контролировать свой аппетит. Сегодня налоги и сборы на сахар, сахаросодержащую продукцию и сырье для ее производства действуют на территории 35 стран на общегосударственном уровне или в отдельных регионах и городах.
В двух государствах за прошедшее столетие «сахарные» налоги вводились и были отменены. Так, в Дании налог на сахар ввели в 1930-х годах. Он составлял около 0,22 евро за литр и был отменен в 2013 году. Госбюджет потерял на отмене налога более 60 млн евро в год. В Финляндии налог на сахар в мороженом и кондитерских изделиях отменили в 2017 году из-за решения Еврокомиссии. Чиновники заявили, что налог предоставляет несправедливые преференции местным производителям. При этом с 2014 года в стране действует налог на напитки с высоким содержанием сахара: 0,22 евро/л на напитки с более чем 0,5% сахара и 0,11 евро/л на напитки с менее чем 0,5% сахара.
Исследователи уже заговорили о том, что из-за введения налогов на сладкие продукты и напитки альтернативой им могут стать еще более вредные продукты, в том числе алкоголь. Особенно риск возрастает при более точечном регуляторном воздействии. Производители всегда стараются создать себе источники доходов, обойдя ограничения. Минимизировать такие риски удалось нескольким странам.
Венгрия. Налог распространили на продукты с определенным уровнем содержания соли, сахара и кофеина. Налог был введен в 2011 году. Литр напитков с сахаром стал облагаться налогом в 7 форинтов (≈ 0,02 евро/л). В таких напитках более 8 г сахара на 100 мл. Также налог начали платить производители концентратов и сиропов (≈ 0,56 евро/л); энергетических напитков (≈ 0,7 евро/л). 22% покупателей сократили потребление энергетических напитков, а 19% — сладких безалкогольных, показало исследование, проведенное спустя три года. Через четыре года отказов от вредных напитков стало еще больше: 28% покупателей отказались от энергетиков, 20% — от сладких газировок и соков.
Мексика. С 2014 года налогом облагаются высококалорийные продукты (снеки, выпечка, шоколад). Производители всех напитков, содержащих добавленный сахар, платят налог в размере 1 мексиканское песо (≈ $0,05/л). Исключение сделано только для производителей молока и йогуртов.
Перед введением налога исследователи прогнозировали, что 10%-ный сбор на сладкие напитки может предотвратить 189300 новых случаев диабета 2-го типа, 20400 инсультов и сердечных приступов, 18900 смертей среди взрослых от 35 до 94 лет за 10 лет. Сокращение заболеваемости диабетом сэкономит затраты на здравоохранение — около $983 млн.
Спустя три года после введения налога другая исследовательская группа обнаружила, что покупать сладкие безалкогольные напитки стали на 6,3% реже. Наиболее активно от потребления отказывались домохозяйства с низкими доходами, жители городских районов и семьи с детьми. При это на 16,2% выросли объемы продаж воды.
Французская Полинезия. Налогом обложили широкий набор продуктов, в которых много сахара.
В 2014 году в Чили с 13% до 18% повысили налог на добавленную стоимость для напитков с более чем 6,25 г/100 мл добавленного сахара. Это позволило сократить их потребление на 21,6%. Для производителей менее сладких напитков действует пониженная ставка налога — 10%.
В Таиланде, входящем в пятерку лидеров-поставщиков сахарного тростника, после введения налога на сахар производители стали активно использовать сахарозаменители. При этом выросла зависимость страны от импортеров ингредиентов — Индии и Китая.
В Норвегии с 2017 года действует несколько налогов на сахар: на сладкие напитки — 3,34 норвежские кроны (≈$0,4/л); на шоколад и продукты с сахаром — 36,92 норвежских крон (≈$4,69/кг). Также в стране есть налог на сахар: 7,81 норвежские кроны (≈$0,94/кг).
В Бельгии налог на сахар в напитках составляет 0,068 евро на литр, а на жидкости и порошки для производства напитков с сахаром — 0,41 евро/л и 0,68 евро/кг соответственно.
Во Франции с 2012 года действовал налог на сахар в 0,0716 евро/л. Его увеличили в до 0,135 евро/л за каждые 10 г/л добавленного сахара 2018 году.
Великобритания ввела налог на напитки с сахаром в размере 0,18 фунтов (≈ $0,25/л) на напитки с содержанием сахара 5-8 г/100 мл и 0,24 фунтов (≈ $0,34/л) на напитки с содержанием сахара более 8 г/100 мл в 2018 году.
Примеру западных соседей в 2021 году последовала Польша: в стране ввели налог на сладкие напитки с содержанием сахара и кофеина. Производители заплатят 0,50 злотых (около 0,11 евро/л) за литр сладкого напитка, при наличии кофеина — дополнительно 0,10 злотых (0,022 евро/л).
Бахрейн и Саудовская Аравия в 2017 году ввели повышенную ставку на энергетические напитки в размере 100% и на напитки с добавленным сахаром в размере 50%.
В ЮАР с 2017 года действует налог на напитки с сахаром (за исключением фруктовых и овощных соков) в размере 2,1 цента (≈ $0,17/л) на напитки с более чем 4 г сахара/л.
На введение «сахарных» налогов и сборов в мире бурно реагируют производители сладких напитков. Крупнейшее в США торговое объединение — Американская ассоциация напитков — на протяжении 2000-х годов увеличивала бюджеты на лоббирование своих интересов. В избирательном цикле 2010 года затраты на это достигали $8,67 млн.
Сегодня налог на сахар в США введен в нескольких городах и в двух штатах, а Ассоциация меняет подход к лоббированию своих интересов. В 2017 году в Пенсильвании, где действует соответствующий налог, ассоциация потратила $2 млн на кампанию среди местных производителей. По замыслу Ассоциации, они должны были надавить на законодателей, чтобы те запретили налог на сахар в любом городе штата.
Перспективы введения налога на сахар в России обсуждают уже несколько лет. Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года Минздрава была сформулирована в 2019 году. Она предусматривает сокращение темпов прироста первичной заболеваемости ожирением до 5% благодаря уменьшению потребления соли, сахара и насыщенных жиров.
В ноябре 2020 года Общественная палата, Российский союз налогоплательщиков и Институт развития правового общества выступили с инициативой введения акцизов на продукты с повышенным содержанием сахара и соли — свыше 22,5 г и 2,5 г на 100 г товара, соответственно. А в начале 2021 года с инициативой ввести акцизы на сахаросодержащие напитки выступил депутат Госдумы Иван Сухарев и предложил провести в СМИ кампанию по оповещению населения о вреде чрезмерного употребления сладких напитков.
Налогообложение сахара и сахаросодержащих продуктов в разных странах только увеличивается. И производители будут использовать больше сахарозаменителей и натуральных подсластителей, а позже — сладкие белки и редкие сахара. С другой стороны, регулирование состояния здоровья населения и объемов потребления сахара с помощью налогов может вызвать недовольство потребителя: платить за конечный продукт именно ему. А поможет ли налоговое регулирование значительно оздоровить население — вопрос открытый.
Автор — гендиректор «Эфко Инновации»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.