Как открыть свое дело в сельскохозяйственном секторе

Особенности рынка, сложности и перспективы

В моем понимании малый бизнес и фермерство — это небольшое предприятие, которое развивается постепенно, как семейный бизнес. Эта оговорка необходима, так как я видел крестьянские и фермерские хозяйства, которые больше похожи на индустриальные производства и крупные компании. Конечно, бывают и изначально небольшие фермы, которые вырастают до внушительных размеров, но на это уходят десятки лет. В этой колонке будет поднята тема работы именно небольших по объемам производств.  

Если мы говорим о старте небольшого фермерского хозяйства, то, по моему опыту, на первом месте должно быть желание и интерес заниматься конкретным делом. Уверен, не нужно лишний раз объяснять, насколько свое дело, тем более в аграрной сфере, — тяжелый, никогда не прекращающийся, без перерывов и отпусков труд. Важно помнить, что фермерство — это часто крафтовые продукты, а для его успеха человек, либо семья должны получать очень большое удовольствие от этой деятельности. Второй вариант для успешного старта — делать что-то очень нишевое и в то же время востребованное. Я видел много разных вариантов и первого, и второго, и даже сочетания обоих этих пунктов: например, в Тамбовской области молодые ребята решили выращивать австралийских красноклешневых раков, и дело у них пошло хорошо.  

Следующий очень важный момент: нужно понимать, будет ли фермерство основным видом дохода или есть другие источники средств для существования. Во втором случае хозяйство может быть экспериментом, хобби, делом для души, без привязки к экономическому эффекту.  

Если человек уверен, что очень хочет начать свое дело на селе, я бы рекомендовал посмотреть на опыт других: нужно поездить и посмотреть, как все устроено на фермах, какие были сложности, какие особенности того направления, которое выбрано. Я знаю, что в Нижегородской области есть пример агротуристического хозяйства, которое создавали, опираясь на выпуски моего проекта «Своя еда». Хозяин даже лично съездил в некоторые хозяйства, о которых я рассказывал. И вот уже год у него своя ферма, все получается, то есть пословица «семь раз отмерь, один — отрежь» в фермерстве имеет право на жизнь. С другой стороны, очень многие фермеры, с которыми я общался, утверждают, и я готов с ними согласиться, что, пока не попробуешь сам, не сделаешь собственные ошибки, то все не поймешь и не почувствуешь. 

Из этого вытекает еще один совет: нужно начинать с очень небольших масштабов и маленьких объемов, чтобы цена ошибки не стала критичной и катастрофической. Конечно, в идеале нужно понимать, о каких масштабах производства примерно идет речь, и какой потенциал роста там, где стартует фермер. Очень часто начинают в одном месте, а потом выясняется, что места для роста нет, приходится переезжать в другую местность. Я рекомендую сразу провести небольшой аудит рынка и потребностей местных потребителей в том населенном пункте и рядом с ним, где будущий фермер планирует работу. 

Никому не советую ориентироваться на странный, с моей точки зрения, совет: «начинайте работать, а с оформлением документов о собственности, аренды и другой бюрократией разберетесь потом, по ходу дела». У вас просто не будет на это времени, поэтому постарайтесь, чтобы правовая сторона вопроса была максимально оформлена заранее. И вообще можно во многом подготовиться заранее, потому что почти от каждого фермера я слышу, что он в своем хозяйстве и главный агроном, и главный технолог, и главный юрист, и главный экономист, и главный бухгалтер, поэтому нужно понимать, что придется иметь очень разные направления работы. Небольшой лайфхак: вам будет намного проще, если вся ваша семья будет также заинтересована в развитии фермы — тогда можно разделить функционал, да и в целом одному всегда сложнее. 

Следующий момент, о котором нужно подумать заранее: куда и как продавать свою продукцию. Здесь важно изучить местный рынок, чтобы понимать, какова востребованность вашей будущей продукции. При этом фермер должен быть очень гибок в инструментах продаж, потому что не факт, что будет выгодно работать с локальными магазинами. Скорее всего, придется задействовать интернет-продажи, развивать доставку, возможно, посмотреть в сторону агротуризма — фермерство это не только тяжелый физический труд, но и постоянный креатив, поэтому к перечисленным выше специальностям добавятся маркетолог, продавец, SMM-щик и многие другие. Дело в том, что добросовестно произвести свой товар недостаточно, его нужно продать. Кстати, не раз замечал, что фермеры на ярмарках всегда продают свою продукцию сами, потому что только они могут рассказать так, чтобы привлечь покупателей.  

Возвращаясь к вопросу сбыта, чем ближе хозяйство находится к крупным населенным пунктам, тем лучше. Чем изначально лучше развита у фермера или семьи инфраструктура определенных связей, контактов, то есть чем шире круг общения, тем скорее сработает то самое сарафанное радио. Чаще всего семья начинает производить что-то для своих нужд, потом излишки пробуют друзья, потом друзья друзей. И так небольшое семейное хозяйство начинает развиваться. 

Сейчас рынок потребления фермерских продуктов растет, и производителям необходимо находить новые возможности для продаж и роста собственного бизнеса. Наблюдается отчетливая тенденция перехода к онлайн продажам как самый быстрый шаг к масштабированию. Однако прежде чем использовать данный канал, важно изучить модели сотрудничества с агрегаторами и торговыми сетями. Онлайн канал продаж предлагают как торговые сети, запуская свои интернет-магазины, так и маркетплейсы и агрегаторы доставки. Маркетплейсы позволяют продавать товары напрямую, что дает возможность полностью контролировать продажи — а это важно для тестирования рынка и масштабирования бизнеса. Фермеры должны использовать как офлайн, так и онлайн каналы продаж, чтобы подстроиться под потребителя.

Очень важно до старта обратить внимание на формы государственной поддержки, которые существуют в разных регионах. Часто бывает, что вам территориально очень нравится один регион, но другой даст условия лучше. Поэтому заходите на сайт федерального Минсельхоза, сайты региональных агроведомств и изучайте разделы с субсидиями и поддержкой. Можно еще почитать про фермеров в том или ином районе, а не регионе — часто бывает, что глава одного района может быть очень активным и поддерживающим производителей. А лучше всего — пойти и лично посоветоваться с местными фермерами, либо пообщаться с местными чиновниками, отвечающими за малые формы сельхозпредприятий: если вы сразу получили от них отклик, то это очень хороший сигнал! 

В целом, фермерство — объективно растущее направление, в 2023 году доля продукции крестьянско-фермерских хозяйств в общем объеме сельхозпродукции достигла 15%. Например, около половины всего зерна собрана фермерами и малыми сельхозорганизациями. Кроме того, большое количество молока, мяса, овощей так называемого «борщевого набора», ягодной продукции производится небольшими игроками. Объяснений такому росту несколько. Например, желание людей жить в более экологичной среде, иметь для себя и для свой семьи более здоровое питание. Чаще всего ферма — это не какой-то очень доходный бизнес, но обеспечение текущей жизнедеятельности и количество средств, достаточное для небольшого ежегодного роста. Но за счет грантов и различных форм господдержки можно делать рывки, и на сегодняшний день государство видит ценность в этих программах, поэтому, по моей информации, эта поддержка будет продолжаться. 

Резюмируя, я считаю, что фермерством заниматься можно и нужно, но подходить к этому, как и к любому другому бизнесу, нужно с умом, предварительно изучив рынок, возможности, цены и так далее. И сейчас в открытом доступе есть вся информация, поэтому если сердце лежит к работе на земле, то просто сначала уделите время предварительной подготовке, и дерзайте. 

Автор — президент Агропродовольственного фонда «Своё».



Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. 

Загрузка...