Агроведомство обнародовало декларацию о намерениях
Слово «стратегия» - одна из очевидных жертв инфляции терминов. Мы слишком часто и не всегда к месту его используем. У этого слова существуют десятки определений, в которых зачастую упоминается синоним стратегии, ее «младший брат» - план. Чем отличается план от стратегии? Для того, чтобы понять это на интуитивном уровне, следует обратить внимание на существование однокоренного греческого слова «стратегий». В античных Афинах стратегий, как позже в Риме сенат (собрание старцев), — это и институт, и место сбора государственных мужей, только принадлежащих не к законодательной, а, скорее, к высшей исполнительной власти. Можно сказать, что стратегия — это план (компромисс), выработанный руководителями высшего звена. При этом обязательно не только констатировать цели, но и обозначить пути их достижения. Это очевидно при использовании слова «план», но менее понятный термин «стратегия», кажется, теперь позволяет просто обозначить свои пожелания.
Как ранее сообщал «Агроинвестор», на Всероссийском агропромышленном форуме в Краснодаре Минсельхоз представил новую стратегию производства сельхозпродукции до 2030 года. Стратегия ведомства представляет собой ряд цифр, обозначающих довольно агрессивную динамику роста производства основных сельскохозяйственных культур. Так, сборы зерна должны вырасти до солидных 150 млн т. И поскольку понятно, что внутри страны такие объемы вряд ли будут освоены, существенную часть прироста предполагается направить на внешние рынки. По словам чиновников министерства, суть стратегии заключается в кратном увеличении объемов экспорта агропродукции. Заметим, что такая динамика предполагает периоды резкого обесценивания курса национальной валюты, которые (согласимся с Минсельхозом) будут учащаться по мере замены нефти и газа возобновляемыми ресурсами производства энергии. По-видимому, министерство также предполагает, что производители нарастят экспорт в условиях сокращающейся государственной поддержки, ведь дешевый рубль всегда достается России вместе с бюджетным дефицитом.
Представляя планы в подобной манере, российский Минсельхоз должен признать существование конкурирующих «стратегий» развития российского сельского хозяйства. Более того, если последовательность цифр считать стратегией, то придется признать, что Минсельхоз США регулярно разрабатывает «стратегии» для большинства стран мира. В феврале этого года американцы выпустили очередную серию долгосрочных прогнозов развития собственной сельскохозяйственной отрасли и мировой торговли продовольствием. С точки зрения американского агроведомства, Россия начнет повторять рекорды экспорта пшеницы только в конце 2020-х годов (см. таблицу № 30 по ссылке выше), а после текущего сезона нас ждет продолжительный спад. По логике аналитиков, мы вернемся к средним значениям за предыдущие периоды. Рекорды последних лет могли быть отчасти обусловлены благоприятными погодными условиями. Кроме того, странно было бы ожидать, что наши конкуренты в Европейском Союзе, Канаде, Австралии, Украине, Казахстане и прочих странах-экспортерах будут спокойно наблюдать, как мы «кратно увеличиваем» экспорт зерновых.
На пути реализации стратегии неизбежно предполагаются препятствия. Стратегия должна объяснять, как мы победим конкурентов на внешних рынках. И первое, что необходимо сделать — это провести сравнительный анализ себестоимости в России и конкурирующих странах. Перевешивает ли государственная поддержка нагрузку на бизнес в виде налогов, платежей, «коррупционных сборов»? Ниже ли стоимость производства? Сколько стоит вывезти тонну и/или контейнер продукции? И как мы можем снизить издержки, чтобы предложить цену меньше, чем ЕС или США? Или мы действительно считаем, что «странового» бренда России будет достаточно, чтобы уйти от конкуренции по цене? Без такого анализа «стратегия», опирающаяся на экспортные возможности, выглядит, скорее, как декларация намерений. И независимо от того, какое видение ближе нам, иностранные инвесторы будут в большинстве случаев ориентироваться на прогнозы Минсельхоза США, а не отечественного ведомства. Российской официальной аналитике не хватает открытости и регулярности, без которых сложно судить о ее достоверности.
Автор — руководитель направления стратегического маркетинга группы «Черкизово»