Встречайте — рактопамин. Станут ли россияне толще после запрета бразильского мяса?

Россельхознадзор делает важное открытие; российскому зерну не хватает инфраструктуры; глобальные тренды на рынке продовольствия

Россия является одним из наиболее емких рынков мяса в мире. Поэтому, когда говорит о возможном закрытии мясного рынка нашей страны для Бразилии, это сразу же привлекает внимание зарубежных новостных агентств. Ранее чиновники заявили, что поставки бразильской свинины и говядины могут быть приостановлены из-за наличия в мясе рактопамина. Рактопамин — это β-агонист. Вам необязательно в точности знать, что это такое, но не называйте его гормоном (как это поспешно сделали журналисты «Коммерсанта»), чтобы не провоцировать ваших коллег с биолого-химическим образованием. Рактопамин действует как стероид, стимулируя рост мышечной ткани. Кроме того, он делает мясо более постным. По некоторым данным, при избыточном употреблении рактопамина можно отравиться.

Однако проблемы бразильских компаний с экспортом мяса в этом году начались не с претензий Россельхознадзора. Отправной точкой стала операция бразильской полиции с романтическим названием «слабая плоть» (порт. carne fraca). Крупнейшие мясные компании были уличены в коррупции и в разнообразных санитарных нарушениях, после чего ряд стран (но не Россия) остановили импорт бразильского мяса. Аудитом ветеринарной системы Бразилии занялись США. Инспекторы пришли к заключению, что меры, применяемые бразильской стороной, недостаточны для устранения «антисанитарных условий и возможности непосредственного загрязнения» продукции.  Но, если вы прочтете статью по ссылке, вы не увидите слова «рактопамин». И это неудивительно, поскольку этот стимулятор начали добавлять в корм именно в США. Поставщиком рактопамина под торговыми марками Paylean (свиньи) и Optaflexx (КРС) является американская компания Elanco, которая присутствует и на нашем рынке. Но в России рактопамин не используется, и поэтому, если вы выращиваете свиней, не следует использовать для «бенчмаркинга» показатели американских компаний. Американское мясо будет закономерно более постным.

По влиянию на мировую торговлю с рактопамином могут соперничать только самые опасные заболевания. Крупнейшие экспортеры свинины западного полушария — США, Канада, Бразилия — применяют рактопамин в производстве. Но ЕС, Китай и Россия запрещают ввоз мяса, произведенного с его использованием. Таким образом, с помощью рактопамина регулируются многомиллиардные торговые потоки. В этом году Бразилия ежемесячно поставляла в нашу страну в среднем 22 тыс. т свинины и 12 тыс. т говядины (данные экспортной статистики). Что составляет менее 10% сырья, используемого в российской мясопереработке. Кажется, что это слишком маленькая концентрация для того, чтобы нанести какой-либо вред, но, наверное, мы все стали немного сильнее и стройнее.

В СМИ (и не только) продолжается обсуждение российской аграрной «сверхдержавности». Но, как справедливо отмечает Bloomberg, России потребуется много времени, чтобы повторить успехи, связанные с экспортом пшеницы, в таких сегментах как производство сахара, мяса и кукурузы. Себестоимость производства и транспортировки у нас зачастую выше, чем у конкурентов. Свинина может остаться «запертой» на годы вперед из-за распространения африканской чумы свиней (АЧС). Наращивать экспорт пшеницы мешает недостаточно развитая инфраструктура. В противном случае в этом сезоне Россия могла бы отгрузить за рубеж больше — около 55 млн т зерна (по прогнозам, будет поставлено около 45 млн. т.). Надо признаться, что нам еще далеко (см. UN COMTRADE) до настоящих аграрных титанов — США, Бразилии, ЕС. Но мы, безусловно, на верном пути.

Из других новостей. В начале ноября сразу две крупные компании опубликовали свои версии списка глобальных трендов на продовольственных рынках. В топ-3 по версии Whole Foods (WF — недавнее приобретение Amazon в рознице) входят цветочные ароматы, «суперпорошки» (в том числе старое доброе какао) и «функциональные» грибы. С точки зрения
крупнейшего кредитора сельхозпредприятий, компании Rabobank, список ведущих трендов выглядит более приземленно: инкорпорирование «чистых этикеток» в существующие бренды, развитие продуктовых линеек на основе растительного сырья  и снижение продовольственных отходов. Предсказывание потребительских предпочтений можно рассматривать, как разновидность черной магии, но в случае с Whole Foods эти пророчества могут оказаться самоисполняющимися: маркетологи компании заботливо разместили примеры продуктов под каждым трендом.

Загрузка...