НАФТА под угрозой; климат «поможет» зерновому рынку; и как французы остались без сливочного масла
Система многосторонних торговых союзов оказалась слишком сложной для Дональда Трампа. Американский президент хотел бы вернуться в эпоху двухсторонних торговых отношений, когда США беспрепятственно навязывали условия своим торговым партнерам. С этой точки зрения и НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли) и ВТО должны выглядеть не более чем досадными препятствиями. НАФТА объединяет страны Северной Америки — Канаду, США и Мексику. По мнению американской администрации, при заключении торгового соглашения соседи выторговали себе слишком выгодные условия. Как это часто бывает в таких случаях, основным камнем преткновения стало создание рабочих мест и торговля продукцией АПК. К настоящему времени проведено четыре раунда безрезультатных переговоров (у министра сельского хозяйства США родилась несколько неуместная аналогия с боксерским поединком). Встречи продолжатся как минимум следующие полгода. Если переговоры не увенчаются успехом, то Трамп может уведомить о начале подготовки выхода из соглашения, рассчитывая, что после этого партнеры пойдут на уступки (может ли он сделать это без согласия Конгресса, остается неясным). Сами партнеры США, похоже, находятся в состоянии перманентного тихого бешенства. Соглашение о создании НАФТА было подписано в 1994-м, и за прошедшие годы расстановка сил в мире изменилась. Канада и Мексика рассчитывают найти новые рынки и могут не поддаться на шантаж, хотя возникшая неопределенность уже негативно сказывается на темпах роста мексиканского ВВП.
Протекционисты горячо поддерживают борьбу Трампа, но его начинание не нашло поддержки значительного числа американских аграрных союзов и кооперативов. В письме от 25 октября лоббисты перечисляют наиболее уязвимые, с их точки зрения, статьи аграрного экспорта. Естественно, список американских проблем — это, зеркально, список возможностей для российских экспортеров в будущем. В результате безрассудных действий американкой администрации, США могут полностью или частично утратить позиции на соседних рынках пшеницы (Мексика), свинины, мяса птицы, кондитерских изделий и многих других. Гипотетическое появление России на рынках Северной Америки было бы небольшим, но кармически закономерным реваншем за потери, который понес российский аграрный сектор в 1990-е годы после поспешного открытия рынка для импорта продовольствия из США.
К другим темам. В новостных лентах по-прежнему хватает пугающих производителей зерна заголовков: растет конкуренция между американскими и бразильскими фермерами, Китай впервые за десятилетие опускает закупочную цену на пшеницу, Bunge и ADM отчитываются о снижении прибыли, а другие трейдеры от безысходности начинают выпускать мюсли. Как правило, лекарством от низких цен являются сами низкие цены. В том смысле, что они в конце концов ведут к сокращению производства (на многих аграрных рынках процесс существенно тормозится из-за государственной поддержки). Но в следующем году «на помощь» фермерам может прийти изменение климатических условий. По данным метеорологических бюро Австралии и США, воды Тихого океана охлаждаются, что может быть признаком формирования климатического феномена известного как Ла-Нинья. Россиянам Ла-Нинья должна быть памятна по 2010 и 2012 годам. Тогда урожай зерна был минимальным, что и привело к резкому росту цен. Ла-Нинья также обычно ведет к сокращению сбора сои и производства пальмового масла.
Ну а в этом году не все гладко на мировом рынке сливочного масла. В «лучших» советских традициях французы вынуждены наблюдать пустые полки в соответствующих отделах супермаркетов. В последние годы сливочное масло было реабилитировано на мировом рынке как полезный продукт. Спрос на него начал расти, но в этот момент сократилось производство молока, а результатом стало быстрое повышение цен. Франция стала исключением из-за жесткости системы ценообразования, по которой производители и ритейлеры договариваются между собой раз в год. Ранее оговоренная цена теперь кажется производителям слишком низкой, и в итоге французское масло уезжает за границу. Из ситуации можно сделать два вывода. Во-первых, попытки фиксации цен ведут к дефициту (впрочем, это аксиома из учебника экономической теории). Во-вторых, только экспорт (а не государственное регулирование) может ослабить рыночную силу розничных сетей по сравнению с производителями.
Автор — руководитель направления стратегического маркетинга группы «Черкизово»