Экспорт российских колбас и мясных деликатесов можно увеличивать

Спрос на эту продукцию за рубежом будет расти

Колбасная отрасль в 2024 году демонстрировала рост. По данным , за январь-октябрь объем выпуска колбасной продукции (в том числе для детского питания) увеличился на 2,1%. Повышается и спрос со стороны потребителей, в том числе — на отечественную колбасу и мясные деликатесы за рубежом. 

Хотя драйвером роста общего экспорта российской колбасы является Казахстан — традиционный ведущий рынок сбыта отечественной мясной продукции глубокой переработки, а в топ-3 импортеров в 2024 году были Азербайджан и Абхазия, потенциал заметного увеличения вывоза данной категории продукции в перспективе видится в открытии рынка Китая. Согласно статистике, КНР по объему потребления готовой мясной продукции уступает только США. В 2023 году рынок готовой мясной продукции в Китае составил свыше 4,5 млн т в натуральном выражении, однако доля импортных брендов в этом объеме очень скромная — порядка 1%. 

Тренд на потребление колбас и деликатесной мясной продукции в Китае только зарождается. Тем не менее, можно с уверенностью прогнозировать, что спрос будет расти. В КНР однозначно будут востребованы ветчины, а отельерам страны может быть интересна колбасная продукция, хороша знакомая и понятная для российских и европейских потребителей.

Согласно данным исследования Mordor Intelligence, до 2028 года среднегодовой темп роста китайского рынка общественного питания составит свыше 7%. Характерными особенностями модели потребления будут увеличение частоты обедов и перекусов вне дома в условиях сжатых графиков и растущее влияние западных моделей питания, особенно в городских районах. Крупные европейские компании уже производят в КНР свою продукцию для таких заведений, но объемы не успевают за спросом — текущим и тем более потенциальным. С точки зрения маркетинга у российской колбасы по сравнению с конкурентами из Европы есть серьезное преимущество: в Китае российская колбаса считается экологически чистой и безопасной, изготовленной без использования ГМО.

Сейчас между российским Минсельхозом и Таможенным управлением КНР идут переговорные процессы. Несмотря на то, что пока сложно прогнозировать, когда будет принято решение об открытии поставок, группа «» ведет работу по развитию данного направления. Так, в ноябре колбасные изделия и мясные деликатесы компании были представлены на выставке China International Import Expo (CIIE-2024) в Шанхае. Выход на рынок Китая дает серьезные перспективы мясоперерабатывающим комбинатам группы. Потенциальный спрос этого рынка на колбасные и деликатесные изделия выше, чем весь объем их производства в нашей стране. К тому же открытие дополнительного направления экспорта снизит конкурентное давление между поставщиками колбас на рынках СНГ. 

Пока же основным импортером отечественной колбасной продукции остаются страны ближнего зарубежья. Это связано с сохранением традиционных связей между государствами, ранее входившими в Советский Союз. На всем пространстве бывшего СССР сохранялась и сохраняется культура потребления колбасных изделий. Поэтому потенциал роста отгрузок этой продукции в СНГ остается достаточно высоким. 

Интересная ситуация сложилась на рынке Казахстана. Локальные предприятия этого государства исторически не обеспечивали внутреннюю потребность в колбасе — от 40% и более всегда приходилось на импорт. Потребление колбас и мясных деликатесов в Казахстане растет, соответственно, с каждым годом российские экспортеры наращивают объемы отгрузок своей продукции на этот рынок. Причем, если раньше вывоз колбасы из России в эту республику в основном шел через дистрибуторов, то сейчас формат продаж поменялся: производители напрямую договариваются с торговыми сетями о поставках, охватывая все больше регионов страны.

Увеличение спроса на российские колбасы наблюдается и в таких странах, как Армения и Азербайджан, где продукция предприятий группы «» также представлена. В ближайшее время мы продолжим расширять свое присутствие на данных рынках за счет совершенствования дистрибуции, а также выходить на рынки других государств бывшего СССР — Узбекистана, Киргизии, Грузии, Абхазии, а также на рынок Монголии. Сейчас мясоперерабатывающие предприятия компании проходят аттестацию на поставки продукции в эти страны. 

Для производителей экспорт всегда сопряжен с издержками на дополнительный лабораторный контроль на соответствие ветеринарным требованиям тех стран, куда планируется поставлять продукцию, необходимость маркировки на иностранном языке, затратами на таможенное оформление и получение соответствующих сертификатов. Тем не менее наращивание экспорта продукции глубокой переработки мяса все же остается актуальной задачей. Не только потому, что это один из приоритетов государства, но и поскольку это хорошая возможность дополнительно увеличить маржинальность бизнеса и диверсифицировать каналы сбыта.

Автор — начальник отдела экспортных продаж группы «».


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Загрузка...