Консолидация в птице- и свиноводстве, спрос на землю и логистические мощности, а также другие тенденции рынка слияний и поглощений
Среди направлений АПК, где в 2018-м и в последующие годы стоит ожидать сделок M&A, в первую очередь, можно выделить сектора птице- и свиноводства. Рынки находятся в стадии перепроизводства, распространение болезней (в частности, африканской чумы свиней) и достаточно крепкий рубль не дают компаниям выйти на внешние рынки, наблюдается стагнация цен, есть определенная долговая нагрузка — все это говорит о потенциале слияний и поглощений. Главное — не упустить время, чтобы не было поздно.
Следующая актуальная тема — инфраструктура и транспорт. Мы видим, что в связи с рекордным урожаем и интересом к экспорту в секторе возникла напряженность, поэтом многие игроки так или иначе смотрят на активы в логистике. Мы не ожидаем больших сдвигов по перевалочным мощностям, потому что они в основном распределены между крупными компаниями, которые чувствуют себя достаточно хорошо, тем не менее, точечные сделки в ближайшее время ожидаются. Например, планируется приватизация «Объединенной зерновой компании», возможен выход из активов каких-то инвесторов в силу политических факторов.
Молоко — отрасль, в которой мы не ждем большого числа знаковых сделок, поскольку она достаточно сильно закредитована, и не так много стратегических инвесторов готовы проводить M&A. В производство молока идут игроки, у которых есть длинные деньги и понимание того, как нужно работать, потому что операционная эффективность в этом направлении — это один из главных факторов успеха.
Цены на сахар не способствуют позитиву на этом рынке, поэтому мы предполагаем, что в секторе будут сделки с проблемными активами. Ранее многие крупные холдинги накопили хорошую подушку безопасности, но вопрос в том, кто ее сохранил, а кто израсходовал.
Растениеводство волатильно, мы видим нисходящий тренд на зерно, но спрос на землю есть. Тот, кто умеет эффективно работать, а также компании, расположенные на Юге, близко к экспортным направлениям, будут развиваться. Потенциал M&A в секторе подтверждает и то, что есть клиенты, которые обращаются к нам с просьбой найти активы для покупки. Правда, ценовые ожидания бывают перегреты, поэтому порой трудно договориться.
Масложировая отрасль долго не может консолидироваться: кто-то говорит, что в течение уже пяти лет, кто-то — в течение пятнадцати, но рано или поздно этот процесс завершится. В связи с возможными накопленными убытками игрокам придется договариваться и либо объединяться, либо продавать бизнесы, поскольку сырья для полной загрузки не хватает, в стране есть профицит перерабатывающих мощностей.
Еще один тренд, может быть, менее очевидный — столовое яйцо. В России много фабрик, которые рассредоточены по разным регионам: это советская специфика, связанная с ориентацией производства на места потребления. Сейчас у «яичных» компаний очень остро стоит вопрос взаимодействия с торговыми сетями. Когда ты приходишь в сеть, тебе опускаю цену, и ты не можешь заработать хорошую маржу и поддерживать бизнес. Поэтому тенденция, которую мы видим — консолидация рынка и укрупнение предприятий, а также переход на выпуск продуктов передела яйца, например, меланжа. Есть компании-локомотивы, которые занимают более 3% рынка яйца, вопрос в том, кто первым сделает шаг в сторону объединения.
В целом мы оптимистично смотрим на агросектор и в этом году ожидаем продолжения активности M&A.
Автор — руководитель направления сельского хозяйства департамента инвестиционной деятельности Sberbank CIB.