Журнал «Агротехника и технологии»
Инициатива российского Минсельхоза по локализации иностранных производителей семян весьма неоднозначна, полагают участники рынка. Количество подводных камней, которые могут обнаружиться при её принятии позволяет сделать вывод, что российских аграриев ожидают большие сложности. О том, с какими именно проблемами могут столкнуться сельхозпроизводители, журналу «Агротехника и технологии» рассказали представители отраслевых ассоциаций, бизнеса и науки
Как известно, в конце марта Минсельхоз выступил с предложением обязать иностранных поставщиков семян работать на отечественном рынке в связке с российскими селекционными НИИ. Благодаря такому подходу планировалось наладить процесс трансфера в нашу страну иностранных технологий. Чиновникам не хотелось повторения ситуации, которая произошла с иностранными производителями сельхозтехники, многие из которых в 2022 году свернули свои поставки в Россию, тем самым создав большую напряжённость в отрасли.
Чтобы не допустить похожей истории в сфере семеноводства, решено было сделать «ход конём»: с первого сентября 2023 года вступает в силу федеральный закон от
По данным ведомства, на сегодняшний день зависимость нашей страны от семян иностранной селекции достигает 40%, тогда как согласно Доктрине продовольственной безопасности, она должна быть не более 25%.
В ответе Минсельхоза на запрос «Агротехники и технологий» говорится, что сейчас ведётся активная работа, направленная на повышение уровня локализации производства семян иностранной селекции в нашей стране. «В частности, разработан проект правил локализации, которые требуют от организаций с иностранным участием соблюдения ряда дополнительных условий и обязательств. Среди них — создание совместных с российскими НИИ предприятий, доля иностранных компаний в которых не будет превышать 49%», — заявляет Минсельхоз.
Часть «против»
Однако некоторые отраслевые союзы выступили с критикой проекта постановления «Об утверждении правил локализации производства семян сельскохозяйственных растений на территории Российской Федерации», полагая, что введение жёстких требований способно привести к уходу из России иностранных компаний, что ещё больше усилит зависимость нашей страны от семенного материала.
Так, Российский зерновой союз и Ягодный союз направили Владимиру Путину 19 апреля 2023 года открытое письмо (копия имеется у «Агротехники и технологий»), в котором выразили мнение, что вступающий с первого сентября закон и подзаконные акты негативно отразятся на развитии отрасли.
Со ссылкой на Минсельхоз в письме приводятся данные о росте зависимости России от зарубежного семенного материала. В частности, утверждается, что за период с января по ноябрь 2022 года в Россию ввезено 99,2 тыс. т семян, тогда как за аналогичный период 2021 года было ввезено 98 тыс. т. Увеличились объёмы ввоза семян таких импортозависимых культур, как кукуруза — на 19,5% (32,1 тыс. т), подсолнечник — на 4,5% (24,3 тыс. т), сахарная свёкла — на 10% (2,7 тыс. т), ячмень — на 13% (96 т), овощи — на 47,8% (719 т), картофель — на 1,3% (14,3 тыс. т). В 2022 году доля высева семян иностранной селекции составляла: по сахарной свёкле — 97,15% (в 2021 году — 96,58%), по картофелю — 68,52% (в 2021 году — 65,23%), по кукурузе — 55,90% (в 2021 году — 55,13%), по подсолнечнику — 71,90% (в 2021 году — 72,75%).
Как полагают авторы письма, существует высокая вероятность того, что закон «О семеноводстве» затруднит доведение иностранных семян до российских аграриев. «В настоящее время стало совершенно очевидным, что под предлогом обеспечения продовольственной безопасности ведётся подготовка к переделу рынка путём установления огромного количества дополнительных обязательных требований. Общее количество этих требований превышает 100 и даёт регулятору неограниченные возможности для оказания прямого давления на бизнес», — говорится в письме.
Такой подход, считают представители союзов, приведёт к нерыночному регулированию отрасли семеноводства «путём принятия мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, применением ставок ввозных таможенных пошлин, импортных тарифных квот, тарифных преференций, тарифных льгот, и введением количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера, связанных с импортом».
При этом попытки отраслевого сообщества отстоять свою точку зрения были Минсельхозом полностью проигнорированы, отмечено в письме. «С бизнес-сообществом консультаций по этому поводу не проходило, никакого обсуждения документов не было, и вся их подготовка прошла без нашего участия», — рассказывает исполнительный директор Картофельного союза Алексей Красильников.
Единственное, по его словам, в ходе подготовки инициативы в союз приходили запросы на предоставление информации из Минэкономразвития, где, к слову, вынесли отрицательное заключение по результатам оценки регулирующего воздействия на рынок новых правил.
«В апреле мы получили редакцию, которая после переработки замечаний Минэкономразвития, якобы, была отправлена на согласование в Минсельхоз, но там нас некоторые моменты смущают», — говорит эксперт. Так, рассказывает Красильников, ссылаясь на текст вышеупомянутого письма, в понятие «получение сортов и (или) гибридов сельскохозяйственных растений» в нарушение нормы закона о семеноводстве включается «деятельность по созданию, выведению, выявлению сорта и (или) гибрида сельскохозяйственного растения», то есть селекция. При этом селекционная деятельность и семеноводство различны по своей сути, подчёркивает он. «Селекционная деятельность является научным творческим направлением, а семеноводческая — производственным. Таким образом, разработчик правил выходит за пределы предмета правового регулирования, которое должно ограничиваться исключительно деятельностью по производству семян, как это предусмотрено законом о семеноводстве. Введение большого количества явно избыточных требований неизбежно приведёт к резкому сокращению количества селекционных организаций и, по сути, к монополизации рынка», — приводит эксперт цитату из письма.
Также, продолжает он, правила устанавливают, что «российские организации» и «организации с иностранным участием» осуществляют деятельность совместно с «научными организациями». «Но введение такого ограничения противоречит Конституции РФ, согласно которой гарантируется свобода экономической деятельности, а также свобода научного и других видов творчества. Действие же нормы закона о семеноводстве не может быть ограничено или иным образом обусловлено никакими подзаконными актами, если иное не предусмотрено текстом закона. По крайней мере, упомянутая в пункте 10 правил статья, закона таких ограничений не содержит», — поясняет Алексей Красильников, ссылаясь на письмо.
Другим, не менее важным аспектом правил локализации, по его словам, является создание дискриминационных условий для иностранных компаний, уже работающих на российском рынке. «При этом необходимо учитывать факт огромной зависимости нашей страны от импорта семян, и эта проблема не решается силовым путём. Введение таких ограничений неизбежно приведёт к уходу из России крупнейших компаний, резко усиливая нашу зависимость от импортируемых семян и отбрасывая отечественную селекцию на десятилетия назад. Локализация же всегда достигается созданием благоприятных условий для ведения бизнеса, а не усилением ограничений», — согласен с выраженным в письме мнением коллег эксперт. В итоге по информации Красильникова, документ ушёл в Минюст, минуя исправления, сделанные в Минэкономразвития, и Минюст согласовал проект с несущественными замечаниями.
Часть «за»
Но есть и те, кто считает нововведения правильными. Так, отношение Национального семенного альянса к инициативе Минсельхоза более чем положительное. По словам его председателя Игоря Лобача, их организация лоббировала идею локализации иностранных семеноводческих компаний при трёх министрах. В течение всех этих лет альянс выработал свой свод правил, которые хотел бы предъявить иностранным компаниям: создание совместных предприятий, передача в аренду российским компаниям иностранных селекционных линий (чтобы на их базе можно было создавать свои, а во время создания получить от тех же иностранных компаний на 5-10 лет лицензию на использование иностранных линий) и передача иностранного генетического материала в коллекцию РФ.
Какие-то из этих требований не были приняты Минсельхозом, какие-то, наоборот, усилены (правила распространяются и на российские компании), но, что важно, все негативные для бизнеса предложения после совместной доработки были устранены, утверждает Игорь Лобач.
«Таких пунктов было несколько, — рассказывает он. — Прежде всего, рассматривалась необходимость прямой работы с селекционными научно-исследовательскими институтами, но после наших замечаний этот пункт был уточнён. Возможно сотрудничество с НИИ различной специализации. Кроме того, обсуждалась обязанность для компаний иметь собственную генетическую лабораторию (теперь проведение исследований можно отдать на аутсорсинг) и обязанность иметь в собственности два земельных участка для выращивания семян (теперь участки можно и арендовать)».
Кроме того, добавляет Игорь Лобач, нынешние правила обязывают селекционные компании предоставлять в Минсельхоз до первого марта каждого года свои производственные планы. Это важно для государства, так как оно при квотировании ввоза семян должно понимать, какие их объёмы будут произведены отечественными компаниями с горизонтом планирования как минимум 2-3 лет, поясняет эксперт.
Генеральный директор компании «Щёлково Агрохим» Салис Каракотов придерживается более умеренной позиции. По его словам, идеи, подобные озвученным сегодня Минсельхозом, выдвигались им и директорами научных институтов ещё четыре года назад. Правда, тогда предполагалось, что нужно прежде всего наращивать собственное производство семян и пропорционально этому уменьшать ввоз иностранных.
«У нас не было намерения заставлять локализоваться все иностранные компании, хотя локализация у многих уже есть. Например, зарубежные селекционные компании, поставляющие в Россию семена подсолнечника и кукурузы, давно и хорошо локализованы. Они привозят родительские компоненты и размножают их на участках гибридизации», — рассказывает Салис Каракотов.
Идея же Минсельхоза, продолжает он, прежде всего, направлена на то, чтобы передать наработки иностранных компаний российской стороне через регистрацию в Госреестре. Но пойдут ли на это иностранцы, большой вопрос. Скорее всего, они начнут передавать устаревшие материалы, а если решат уйти с российского рынка, то первые 2-3 года отечественные аграрии будут испытывать ощутимый недостаток семян, рассуждает Каракотов.
Но для «Союзсемсвёклы», которую на паритетных началах организовали «Щёлково Агрохим» и «Русагро», это будет только плюсом, полагает эксперт, ведь фактически они станут монополистами. «Мы в такой локализации не особенно и нуждаемся, так как имеем почти три десятка собственных гибридов, размножение которых локализовано в хозяйствах республики Крым. Другое дело, если иностранные компании откажутся работать в России — тогда нам не нужно будет убеждать агрария покупать отечественное», — делится Салис Каракотов. По его словам, «Союзсемсвёкла» сейчас находится на этапе коммерциализации гибридов. Для перехода на этот этап ему и партнёрам понадобилось 10 лет и около 300 млн руб. бюджетных плюс более 1 млрд руб. своих средств.
«Наша программа началась в 2011—2012 годах. На формирование генетической базы, на основе которой можно производить скрещивания и получать кроссы, потребовалось 10 лет, ведь только путём высевания и оценки урожайности можно убедиться в правильности выбора генетических линий. Молекулярная генетика выдаёт не готовый к использованию гибрид, а массу вариантов, работа с которыми затягивается на годы, тем более что свёкла — двулетняя культура, и цикл у неё в 2 раза дольше, чем у других культур. Иными словами, сначала мы производим генетический отбор, потом — полевой селекционный отбор, а затем полученный результат надо довести до уровня посевных количеств», — рассказывает Салис Каракотов.
Как напоминает эксперт, сейчас в нашей стране сахарной свёклой засевается около 1 млн га. «Союзсемсвёкла» на данный момент готова предложить семян для высева на 200 тыс. га, при этом производственные мощности компании ежегодно увеличиваются. Салис Каракотов не сомневается: в условиях ограничения ввоза иностранных семян он с партнёрами мог бы не к 2030 году, как запланировано, а уже к 2027-му занять 75% российского рынка.
В компании «Гавриш» считают, что локализация нужна только в тех сегментах, где отсутствуют российские селекционные достижения. Например, это касается моркови и свёклы. На остальных направлениях овощного рынка, где есть отечественные аналоги (капуста, зеленные культуры, репчатый лук), правильнее будет развивать имеющиеся активные селекционные программы путём поддержки отечественных селекционных компаний.
«Локализация в этих сегментах рынка не только не принесёт пользы, но будет вредна, — не сомневается руководитель профессионального направления компании «Гавриш» Дмитрий Бричук. — Она усилит давление на отечественные селекционные компании, которые сейчас сильно страдают от жёсткого лобби со стороны иностранных конкурентов, и затормозит развитие селекционных центров, создание которых было просубсидировано государством, и продукция которых в скором времени должна выйти на рынок. В этих сегментах необходимо ввести квотирование, нарастающее до 75% импортозамещения посевного материала.
На данный момент выведенные компанией «Гавриш» гибриды томата и огурца для защищённого грунта занимают около 15% профессионального рынка, добавляет Дмитрий Бричук.
Начальник отдела экономики инноваций Института аграрных исследований НИУ ВШЭ Надежда Орлова рассказывает, что подход к процедуре локализации должен быть реализован не только с точки зрения долгосрочных планов, но и с учётом последствий, а также многочисленных регуляторных и юридических аспектов, так как в случае реализации шокового сценария никакой локализации иностранных компаний не будет, они просто покинут российский рынок.
«Это может негативно сказаться на рынке АПК и экономике предприятий: привести к банкротству отдельных компаний, использованию устаревших технологий, снижению конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, угрозам в обеспечении продовольственной безопасности и устойчивости производства», — предупреждает Надежда Орлова.
Непрямая зависимость
Вместе с тем в Картофельном союзе считают, что опасения насчёт вероятности внезапного ухода иностранцев с российского рынка несколько преувеличены. По крайней мере, пока окончательно не прописаны правила дальнейшей игры, никто из зарубежных компаний о желании уходить не заявляет. К тому же, часть их них полностью локализованы безо всякой инициативы Минсельхоза и имеют 100% юрисдикцию российского оператора. «Мы не видим причин, которые бы привели к уходу европейских компаний с российского рынка по их инициативе. Наоборот, последние годы мы отмечаем, что они целенаправленно локализуют производство семян на территории России», — рассказывает Алексей Красильников.
На территорию России в среднем ежегодно завозится около 12-13 тыс. т семян картофеля уровня суперэлита и элита, говорит эксперт. В этом году, согласно предварительным заявкам, эта цифра составит 14-15 тыс. т.
«Для поддержания коллекций и дальнейшего репродуцирования в Россию ввозятся микрорастения и миниклубни, но вводить какие-то дополнительные ограничения для иностранных компаний, нам кажется, это перебор. Тем более, что у нас высокая зависимость от зарубежной селекции в секторах промышленной переработки картофеля, типа чипсового и на картофель фри», — напоминает он.
Работа в этом направлении нашими селекционерами, конечно, ведётся, продолжает эксперт, но, чтобы выйти на производство нужного для отрасли количества семян, необходимо время, которого у компаний Подмосковья и юга России, реализующих свои проекты в производстве картофеля фри, крахмала и картофельных хлопьев, нет.
По словам Алексея Красильникова, из 7 млн 240 тыс. т произведённого в товарном секторе картофеля в 2022 году (без учёта огородов) в переработку ушло 1,5-2 млн т. В планах на 2024 год увеличить этот показатель до 3 млн т, что тоже, впрочем, немного (в Европе в промышленную переработку уходит каждый второй клубень, а в Бельгии — 95% и больше). Если данный сектор развивать, то без соответствующего качественного посадочного материала не обойтись, говорит эксперт.
Не надо искусственно выталкивать зарубежные компании и их сорта с нашего рынка в том числе потому, что в секторе ЛПХ уже которой год фиксируется сокращение производства картофеля, а надо наращивать товарное производство путём закупок соответствующих семян, при этом обеспечивая его за счёт высокой урожайности и рентабельности сектора, добавляет он.
«Согласно данным Росстатта, по итогам микросельхозпереписи, проведённой в 2021 году, зафиксировано, что производство картофеля в личных подсобных хозяйствах сокращается. По этим же данным с 2016 по 2021 годы площади под картофелем в ЛПХ снизились с 1 млн га до 0,5 млн га. Исчезающие объёмы под силу вернуть только товарному сектору, которому требуются именно качественные семена», — подчёркивает Алексей Красильников, добавляя, что эти качественные семена, как показывает мировая практика, можно произвести не ранее, чем за 10 лет, при этом цена вложений составит около миллиарда рублей.