Амброзия витала: в «Августе» оценили динамику присутствия и угрозу самых распространенных в России карантинных объектов

Новость компании

Амброзия витала: в «Августе» оценили динамику присутствия и угрозу самых распространенных в России карантинных объектов
Фирма «Август»
Амброзия витала: в «Августе» оценили динамику присутствия и угрозу самых распространенных в России карантинных объектов
Фирма «Август»

По экспертным оценкам, ежегодно в мире из-за сорняков, вредителей и болезней растений теряется до 25% потенциального урожая продовольственных культур. Фитосанитарное состояние территории страны определяется в том числе наличием или отсутствием организмов, входящих в Единый перечень карантинных объектов Евразийского союза, по каждому из которых Россельхознадзор осуществляет мониторинг с целью наблюдения за их проникновением, распространением и развитием

В фирме оценили изменение динамики присутствия и потенциальную угрозу в нынешнем агросезоне ряда наиболее распространенных на территории России карантинных организмов. Также рассказали о проблемах борьбы с объектами, признанными наиболее опасными для сельскохозяйственной отрасли и экономики страны. В указанной группе: амброзия полыннолистная, виды повилики, возбудитель бактериального ожога плодовых культур, золотистая картофельная нематода, коричнево-мраморный клоп. Как отмечают в компании, в текущем году можно ожидать сохранения максимальных площадей карантинных фитосанитарных зон по этим объектам — распространению вредоносных организмов способствуют активная миграция, обусловленная климатическими изменениями, их способность к массовому (эпифитотийному) размножению в случае заноса на новые территории, хозяйственная деятельность человека (в том числе новые торговые связи, обмен семенами и посадочным материалом).

Анализ данных, содержащихся в национальных докладах о карантинном фитосанитарном состоянии территории Российской Федерации, за 2016-2023 годы свидетельствует о том, что на протяжении всего указанного периода наибольшее распространение среди карантинных видов сорных растений имеют амброзия полыннолистная, повилика, амброзия трехраздельная и горчак ползучий. Показатели площадей установленных карантинных фитосанитарных зон по этим видам растений (с указанием количества регионов) приведены в таблице.


По мнению начальника департамента маркетинга фирмы Дмитрия Белова, угрожающей является ситуация с расширением ареала произрастания амброзии полыннолистной, которая занимает самые большие площади среди карантинных сорняков: «Из Ставропольского, а затем и Краснодарского края этот вид постепенно распространяется на север, уже прочно заняв Центральное Черноземье и уверенно продвигаясь дальше. В связи с потеплением климата продолжительной теплой осенью наблюдается полное вызревание семян в районах средней полосы России, включая Тульскую область, и восточнее — в Самарском регионе. В местах массового распространения сорняк засоряет все полевые культуры, особенно пропашные и зерновые, а также сады, овощные, луга, пастбища. Важно помнить, что пыльца амброзии — сильнейший аллерген. Нарастающий характер проблемы обусловлен исключительной пластичностью вредного объекта: сорняк устойчив к скашиванию, затоплению и засухе, формирует большой запас семян, которые сохраняют жизнеспособность, даже пролежав в земле несколько десятков лет». Контроль амброзии осложняется тем, что ее основными резерваторами являются различные неудобья (овраги, лесополосы) — территории, на которых не применяются ни агротехнологические, ни химические методы борьбы. Фирма для устранения амброзии предлагает ряд продуктов, содержащих высокоэффективные комбинации действующих веществ. «Например, “Балерина Форте” - селективный противодвудольный гербицид для защиты зерновых и кукурузы. В его составе — 2-этилгексиловый эфир 2,4-Д кислоты, флорасулам, а также пиклорам, который увеличивает биологическую эффективность по стержнекорневым сорным растениям и обладает почвенным действием. Высокоэффективную комбинацию мезотриона, никосульфурона и пиклорама содержит системный гербицид “Фултайм”, действующий против однолетних и многолетних двудольных и злаковых сорняков в посевах кукурузы. Препарат эффективно уничтожает амброзию, обладает почвенным действием, контролируя сорное растение на всех стадиях развития. На подсолнечнике, устойчивом к имидазолинонам, рекомендуется применение препарата “Одиссей” или комбинации двух гербицидов “Парадокс” и “Грейдер” в полной зарегистрированной норме — здесь нужно отметить, что это еще и один из элементов защиты подсолнечника от растения-паразита заразихи», — поясняет Дмитрий Белов.

Растения рода Повилика являются вторыми по распространению карантинными сорными объектами на российских сельхозугодьях. При этом с 2016 года площади подлежащих карантину фитосанитарных зон по данным видам организмов сократились почти в три раза, однако количество зараженных регионов не снижается. По оценкам «Августа», на протяжении порядка десяти лет повилика (преимущественно повилика полевая) закрепилась на полях практически во всех климатических зонах страны, включая центральные и южные сельхозрегионы, аграрное Нечерноземье, Республику Татарстан, Республику Мордовия, Республику Коми, Свердловскую область, а также Дальний Восток. «Наибольший вред это растение-паразит причиняет в посевах сахарной свеклы, многолетних бобовых трав, гречихи, кориандра, сои. Известно, что повилика полевая за месяц способна снизить сахаристость сахарной свеклы на 1-2%, а сырой массы — более чем на 60 %. Но если для этой культуры заражение повиликой в свое время стало осознанной проблемой, то для сои сорняк оказался заметным карантинным объектом относительно недавно», — отмечает Дмитрий Белов. В компании для борьбы с повиликой рекомендуют применять препараты на основе С-метолахлора («Симба») и кломазона («Трейсер»).

Серьезную фитосанитарную угрозу для садоводства и питомниководства представляет бактериальный ожог плодовых культур. По данным Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, в 2023 году карантинные зоны по возбудителю этого заболевания — бактерии Erwinia amylovora — были установлены в 19 субъектах Российской Федерации, общая площадь таких территорий составила 451,2 тыс. га (в том числе выявлены новые очаги инфекции и установлено семь новых фитосанитарных зон на площади около 186 тыс. га, при этом упразднены зоны только на 7,8 тыс. га). Для сравнения: в 2016 году ареал поражения бактериальным ожогом плодовых культур был в 2,3 раза меньше, чем в 2023-м, — 198,5 тыс. га (15 регионов Российской Федерации). «В 2024 году на фоне сложных погодных условий проблема проявилась еще ярче, чем ранее, преимущественно в Краснодарском и Ставропольском краях, регионах Центрального Черноземья. Существуют ограничительные меры по профилактике этого инфекционного заболевания, однако в большинстве случаев от деревьев, поврежденных многократной обрезкой, приходится избавляться», — отмечает эксперт «Августа».

Как значимая угроза расценивается динамика распространения карантинного вредителя-полифага — коричнево-мраморного клопа. В 2023 году площадь карантинных фитосанитарных зон по нему составила 434,8 тыс. га, увеличившись за год на 182,6 тыс. га. «На территории России коричнево-мраморный клоп впервые был выявлен в 2018 году, в настоящее время он в основном распространен в Краснодарском крае, но в связи с высокой приспособляемостью организма значительны риски расширения его ареала по всему югу страны. В местах своего природного обитания, в Азии, он питается примерно на 300 видах растений, предпочитая плодовые, ягодные и овощные культуры. Кроме того, повреждает посевы зерновых и зернобобовых. Отдельную обеспокоенность клоп вызывает у владельцев виноградников, так как не только поражает ягоды, но и ухудшает качество вина. Борьба с этим вредителем осложняется тем, что он стабильно присутствует и прекрасно себя чувствует вне зон фитосанитарного контроля — на участках личных подсобных хозяйств, в парках, лесополосах, городских насаждениях», — рассказывает Дмитрий Белов.

На этом фоне устойчивая тенденция по уменьшению ареала наблюдается в отношении самого многочисленного из карантинных видов нематод — золотистой картофельной нематоды. На текущий момент она по-прежнему остается наиболее распространенным среди вредителей своего типа объектом внутреннего карантина, однако за семь лет общая площадь установленных по ней карантинных фитосанитарных зон на территории России сократилась в 4,1 раза — с 2105,9 тыс. га в 2016 году до 509,3 тыс. га в 2023-м. Согласно данным Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, на этот вредный организм в прошлом году пришлось наибольшее количество упраздненных карантинных зон (882 зоны общей площадью 114,4 тыс. га), что является трендом последних лет. «В среднем потери урожая при заражении золотистой картофельной нематодой составляют 30%, но известны случаи, когда они достигали 80-90%. Проблему в значительной мере удается решать благодаря созданию и распространению устойчивых к этому вредителю сортов картофеля. Также классической мерой борьбы является соблюдение противонематодных севооборотов», — поясняет Дмитрий Белов. Эксперт добавляет, что при относительном улучшении ситуации с золотистой картофельной нематодой в картофелеводстве предельно остро стоит проблема заражения стеблевой нематодой картофеля (Ditylenchus destructor) — вредителя, который из-за массового присутствия в нашей стране не относится к карантинным видам, но определяется как регулируемый некарантинный вредный организм на территории Российской Федерации, при этом фактически стихийно распространяется через зараженный посадочный материал.

Распространение карантинных объектов, кроме прямого вреда урожаю и сопутствующих финансовых потерь, наносит косвенный ущерб, связанный с установлением карантинных фитосанитарных зон и введением соответствующих ограничений: в зависимости от вредоносности объекта — от запрета использования земельных участков до невозможности вывоза подкарантинной продукции без карантинного сертификата. Также на владельцев зараженных сельхоземель налагаются обязательства по выполнению мероприятий, направленных на локализацию и ликвидацию карантинного объекта. При этом, по мнению эксперта «Августа», важным условием профилактики распространения вредных организмов является не ужесточение условно репрессивных мер со стороны надзорных органов, а организация системы комплексного контроля с участием всех заинтересованных сторон, направленной на содействие сельхозпроизводителям в организации эффективной борьбы с карантинными вредителями. Одним из звеньев в этой системе могут стать независимые агролаборатории, имеющие соответствующие сертификаты соответствия и релевантную практику.

В компании отмечают, что необходимым условием борьбы с вредными объектами является проведение профилактических и истребительных мероприятий в оптимальные сроки, и ведущая роль здесь принадлежит средствам защиты растений. Сельхозпроизводитель должен иметь возможность оперативного доступа к эффективным препаратам в случае вспышек распространения карантинного вредного объекта, и в этой связи актуальны вопросы совершенствования процедуры регистрации пестицидов, в настоящее время осложненной в отношении карантинных организмов. «Зачастую возникают ситуации, когда у отечественного производителя имеется препарат, в состав которого входят высокоэффективные против карантинного объекта действующие вещества, однако необходимо разрешение на его применение против определенного вида вредителя или на конкретных культурах. Проникая на новые территории, вредные организмы склонны к эпифитотийному размножению, и ситуация требует срочного реагирования. В то же время процесс регистрации средств защиты растений длительный и крайне дорогостоящий: затраты могут доходить до десятков миллионов рублей и не окупаться для производителя в случае — чего все желают — быстрого купирования очага поражения или полного истребления вредного объекта. Для решения данной проблемы со стороны государства были бы эффективны меры по ускорению получения разрешений на применение отдельных препаратов при вспышках численности вредных объектов, а также поддержке российских производителей средств защиты растений при регистрации своей продукции на карантинные объекты. Принципиальным для обеспечения продовольственной безопасности страны в части фитосанитарного состояния территории является заинтересованность и открытость всех сторон в решении проблемных вопросов», — заключает Дмитрий Белов.