30 ноября 2023 года в Москве состоялась ежегодная конференция «Дело техники» для представителей отрасли коммерческого транспорта и спецтехники. В рамках мероприятия ключевые игроки рынка и приглашенные эксперты поделились свежей аналитикой, обсудили актуальные тренды и драйверы потребительского поведения, а также презентовали успешные бизнес-кейсы. Основной темой панельной дискуссии стали прогнозы спроса и динамики развития рынка в 2024 году.
В конце вечера состоялось вручение первой премии Avito «Дело техники». Победители были объявлены в нескольких категориях: «Бренд года», «Дилер года», «Арендная компания года» и «Инновация года».
Тренды индустрии и актуальная аналитика
В ходе конференции руководитель группы по работе с ключевыми клиентами «Авито Спецтехники» Захар Игнатенко представил эксклюзивную аналитику рынка продажи коммерческого транспорта и спецтехники.
● 48% спроса приходится на технику китайского производства, а доля российского составляет 25% по данным за октябрь 2023 года. При этом отмечается замедление роста доли китайских производителей. Так, в сравнении с октябрем 2022 года рост составил 2%. Одна из причин такой динамики — потребители еще мало знакомы с китайскими брендами.
● Среди продавцов доля представленности китайских брендов увеличилась на 24% за период с октября 2022-го по октябрь 2023 года.
Среди самых популярных брендов по интересу пользователей в категории дорожно-строительной техники лидируют китайские производители.
● Самые популярные бренды по интересу пользователей в категории коммерческого транспорта представлены ниже. Лидерами в сегментах «Полуприцепы» и «Грузовики» стали российские производители. В категории «Тягачи» лидирующие позиции у производителей из Китая.
● Самые популярные бренды по интересу пользователей в категории сельхозтехники собраны ниже. Здесь лидерами в сегменте «Комбайны» стали российские и белорусские производители, а в тракторах заметно присутствие и китайского автопрома.
● Самые популярные категории, из которых пользователи чаще всего переходят к поиску спецтехники: запчасти и аксессуары — 21%, предложение услуг — 12%, ремонт и строительство — 12%.
● Рынок спецтехники продолжает усиливать и развивать цифровое присутствие. Так, аудитория «Авито Спецтехники» выросла на 38% за последние 12 месяцев. В сегменте дорожно-строительной техники особый интерес представляют экскаваторы, погрузчики и фронтальные погрузчики.
Менеджер по работе с ключевыми клиентами «Авито Спецтехники» Давид Папазян поделился аналитикой рынка аренды спецтехники.
Превалирующим поставщиком аренды спецтехники являются небольшие автопарки.
● Сегодня в Москве более половины от всех предложений аренды — это небольшие поставщики, а в Московской области — более 80%.
● 56% физических лиц и 44% юридических лиц ищут спецтехнику и коммерческий транспорт на «Авито Спецтехника». Самая популярная техника по частоте поиска с июня 2023-го по сентябрь 2023 года — экскаватор-погрузчик. В октябре 2023 года автокран занял первое место по просмотрам. В топ-5 также вошли автовышка, грузовая техника и экскаватор.
● Цифровизация процессов усиливается и в сегменте аренды. Так, спрос в «Авито Спецтехнике» в этой категории вырос на 28% за период с октября 2022 по октябрь 2023 года.
Панельная дискуссия: что ждет рынок коммерческого транспорта и спецтехники в 2024 году
В рамках дискуссии спикеры рассказали, как прошел 2023 год, обсудили текущее состояние индустрии и направления ее развития. Среди участников обсуждения: генеральный директор «ДСТ-Урал» Евгений Горелый, исполнительный директор Sinoway Industrial Group Максим Спицин, коммерческий директор «ФАВ-Восточная Европа» Евгений Жевако, руководитель «Авито Спецтехники» Андрей Ковалев и другие спикеры.
Общей тенденцией года стали большой рост продаж, масштабирование бизнеса и его дальнейшее перестраивание. Как отметила генеральный директор СК «Техинком» Инга Могила, в 2023 году рынок расширился благодаря заполнению китайскими производителями. Поэтому сейчас отмечается не только отложенный спрос, но и усиление отечественных производителей. Говоря об оценке 2023 года, Максим Спицин дополнил, что для многих компаний этот год принес удвоение продаж. При этом важными задачами стали подтверждение гарантий, улучшение логистики и поддержание складов.
«Для компании прошедший год стал вызовом: мы выросли в шесть раз и открыли несколько филиалов. И как следствие, перешли от стратегии количества к качеству. Мы ожидаем, что в следующем году рынок останется на этом же уровне и не будет скачков», — говорит генеральный директор «СК Машинери» Юрий Юркевич.
По оценке экспертов, в 2024 году ожидается стабилизация и устойчивое развитие рынка. В своих прогнозах спикеры отдельно сфокусировались на повышении качества, поиске новых решений для роста и сервисном обслуживании. Евгений Жевако отмечает, что большой потенциал для развития они видят в магистральной и специальной технике. При этом важно усиливать кадры кладовщиками и людьми, которые могут работать с логистикой. Евгений Горелый прогнозирует, что в будущем отрасль ждет глобальная роботизация и выход на новые решения в течение трех лет.
Драйверы рынка: поведение покупателей и новые возможности для бизнеса
Представители «Авито Спецтехники» поделились актуальными данными о поведении покупателей на платформе.
● Руководитель продукта «Авито Спецтехника» Максим Мажуга отметил, что рост заказчиков в аренде спецтехники составил 54%.
● Менеджер продукта «Авито Спецтехника» Наталья Смагина отмечает, что на платформе среднее время поиска в 2023 году сократилось до четырех минут. Фокусом для дальнейшего развития станет новая модель взаимодействия между заказчиком и поставщиком, в которой «Авито» становится участником сделки для гарантии ее безопасности.
● Выделили топ-3 категорий по количеству объявлений: 25% — подъемная техника, 17% — грузовой транспорт, 15% — дорожно-строительная техника.
Руководители отделов продаж и маркетинга из разных индустрий поделились практическими кейсами в рамках конференции. Например, директор по маркетингу DongFeng Татьяна Ширшова рассказала, как укрепить репутацию бренда в качестве важного игрока отрасли, и показала эффективные маркетинговые инструменты для его продвижения. Управляющий директор FNGROUP Владимир Городчиков поделился тем, как перестроить бизнес на китайский рынок.
Результаты премии Avito «Дело техники»
После деловой части конференции состоялось награждение победителей премии «Дело техники». Номинации были поделены на несколько категорий: «Бренд года», «Дилер года», «Арендная компания года» и «Инновация года».
1. «Бренд года»
● Автокраны — «Ивановец».
● Бульдозер — Shantui.
● Фронтальный погрузчик — SDLG.
● Экскаватор — Lonking.
● Экскаватор-погрузчик — Runmax.
● Комбайн — «Ростсельмаш».
● Трактор — Lovol.
● Мини-трактор — «ТракторРУСИЧ».
● Коммерческий транспорт года — «КамАЗ».
● Прицепы и полуприцепы — «Тонар».
2. «Дилер года»
Строительная техника
● Организация онлайн-продаж — «Бигцентр».
● Клиентский опыт — ЦТО.
Сельскохозяйственная техника
● Организация онлайн-продаж — «Автотехника».
● Клиентский опыт — «Грантэк XX1».
Коммерческий транспорт
● Организация онлайн-продаж — «Автострада».
● Клиентский опыт — «Завгар».
3. «Арендная компания года»
● Организация онлайн-продаж — «Орехспецтех».
● Клиентский опыт — «ДЭКАР Строй».
4. «Инновация года» - «ДСТ-Урал».