Автор: Любовь Бурдиенко, коммерческий директор информационно-аналитического агентства «ИМИТ»
По оценкам ИАА «ИМИТ», в 2015 году объем потребления мяса индейки соответствовал объему рынка и составлял 179,3 тыс. тонн или 1,2 кг/чел. В 2016 году рынок мяса индейки начал увеличиваться за счет роста отечественного производства, и объем потребления составлял уже 280,1 тыс. тонн, а среднедушевое потребление достигло 1,9 кг/чел (+56,2%). В 2017 году на фоне неблагополучной эпизоотической ситуации по гриппу птиц в ООО «Евродон» и финансовых проблем «Комплекса им. М. Гафури» общий объем потребления мяса индейки в России снизился на 15,7% до 236,2 тыс. тонн в год (1,6 кг/чел), но, учитывая заявленные инвестиционные проекты в отрасли индейководства, в 2020 году планируется увеличить объем потребления мяса индейки до 3,9 кг на человека (до 579,0 тыс. тонн в год). Для сравнения: в США среднедушевое потребление мяса индейки в год составляет более 10 кг. Российский рынок мяса индейки еще далек от состояния насыщения. Невысокий уровень потребления индейки в России относительно других стран и других видов мяса обусловлен ограниченным объемом производства. В первом полугодии 2018 года рост объема рынка мяса индейки составил порядка 40%, а среднедушевое потребление в 2018 году может достигнуть 2,3 кг за счет роста объемов производства на ООО «Евродон» и ООО «Тамбовская индейка».
Но уровень потребления мяса индейки частично будет зависеть и от состояния смежных и основных конкурирующих секторов мясного рынка. На данный момент около 90% продукции индейководства, производимой на отечественных предприятиях, реализуется в виде охлажденной продукции, которая предназначена для конечных покупателей. К этой категории относится продукция высокого ценового сегмента (филе, голень, бедро, некоторые виды субпродуктов
В мясопереработку на данный момент реализуется порядка 9% продукции индейководства отечественных предприятий. Как правило, это продукция низкого ценового сегмента (жир, кожа, головы
HoReCa характеризуется небольшой емкостью (около 0,5% продаж) и сложностью работы с ним, что обусловлено небольшими объемами закупок предприятий HoReCa и крайне ограниченным ассортиментом. Хотя этот сегмент перспективный, имеющий большой потенциал. Для крупного производства мяса индейки сети фастфуда — это перспективный канал продаж и активная промоплощадка. По оценкам ИАА «ИМИТ», до 2020 года емкость данного сегмента может увеличиться до 10%. А вот сегмент рынка B2C не является потенциально привлекательным для сектора индейководства, и его доля не будет составлять выше 0,5%.
Если рассматривать рынок мяса индейки в региональном разрезе, то в 2017 году отмечается отрицательный баланс предложения и спроса в большинстве федеральных округов на территории Российской Федерации. Из восьми округов лишь три в состоянии обеспечить собственные потребности (при вышеупомянутом среднедушевом потреблении 1,6 кг в год) в мясе индейки. К их числу относятся Центральный, Приволжский и Южный федеральные округа. Они являются регионами-донорами для остальных округов, испытывающих определенный дефицит мяса индейки местного производства.