Авторы: Кристиан Люкштат и Сара Меллор. Компания ADDCON, Биттерфельд, Германия
Недавний обзор отрасли птицеводства, показал, что первостепенной задачей остается обеспечение биологической безопасности продуктов птицеводства и комбикормов.
Наличие патогенной микрофлоры в кормах и местах содержания птицы может значительным образом повлиятьна здоровье и продуктивность поголовья. Согласно европейским исследованиям, несмотря на строгий санитарный контроль, концентрация бактерий в воздухе внутри птичника способна достигать 7,0 х106 КОЕ/м3 (Kowalski etal., 2002).
Это может представлять серьезную угрозу для здоровья птицы, особенно при благоприятных условиях и наличии в комбикормах ингредиентов животного происхождения.
Наибольшую опасность для здоровья представляет сальмонелла. Только в Соединенных Штатах из-за этого возбудителя ежегодно госпитализируется примерно 15000 человек, а в мире эта цифра варьирует от 2 до 4 млн. (Jones, 2011). По данным Всемирной организации здравоохранения, наиболее массовым источником заражения сальмонеллой были яйца и продукты их содержащие. Несмотря на все усилия, прилагаемые для борьбы с патогенами, ежегодно на рынок поступает в среднем 3,5 млн. яиц, зараженных сальмонеллой.
Несмотря на то, что в яичном производстве сальмонелла является наиболее распространенным патогеном, было бы неразумно ограничиваться лишь борьбой с ней, крайне важно контролировать ситуацию в отношении условно-патогенных грам-отрицательных бактерий, таких как кишечная палочка и кампилобактерий.
Известно, что в процессе производства комбикормов их обсемененность снижается благодаря температутной обработке, но при транспортировке корма и дальнейшем его хранении микрофлора колонизирует его снова.
Следующая критическая контрольная точка — кишечник птицы, где условия для размножения патогенной микрофлоры могут вновь стать благоприятными. Например, для развития сальмонеллы оптимальная температура 35-37°C, уровень влажности более 12% и рН 4,5-9,0, неудивительно, что организм птицы является прекрасной средой для ее развития.
Для контроля за патогенами в корме было предложено использовать химические добавки, главным образом, органические кислоты (Jones, 2011).
Органические кислоты использовались в кормлении животных на протяжении долгого времени, обычно это делалось для стабилизации комбикормов и для повышения продуктивности животных. Большая часть ранних исследований проводилась в свиноводстве (Cole et al., 1968) и охватывала свиноматок, поросят и свиней на откорме.
Согласно существующим исследованиям, лишь по прошествии времени органические кислоты получили распространение в птицеводстве. В одном из первых отчетов говорилось, что увеличение производственных показателей бройлеров стало возможным благодаря использованию муравьиной кислоты в рационе (Vogt et al., 1981).
Кирьхгесснер (Kirchgessner et al., 1992) один из первых оценил положительный эффект от применения органических кислот (в данном случае муравьиной кислоты) на производительность несушек. С тех пор применение органических кислот постепенно распространилось на всю индустрию.
Благодаря использованию птицеводами чистой муравьиной кислоты в рационах для родительского стада, стало возможным значительно сократить падеж цыплят в инкубаторах, виной которому была S. enteritidis (Humphrey and Lanning, 1988). В то же время, эти же исследователи, обнаружили, что смесь муравьиной и пропионовой кислоты позволяет контролировать распространение сальмонеллы.
Они продемонстрировали, что в экспериментальных условиях, добавление в корм 0,6% смеси органических кислот эффективно предотвращает колонизацию кишечника птицы сальмонеллой, которая присутствовала в кормах, обсемененных как естественным, так и искусственным путем.
Влияние органических кислот на улучшение производственных и санитарных показателей описано в разных источниках. Тем не менее, отрицательной стороной является то, что они начинают стремительно распадаться в железистом желудке, и к моменту подхода пищевой массы к мускульному желудку кислоты практически полностью диссоциируют, что не позволяет реализовать их активность кислот птицы.
В последние годы было доказано, что диформиат натрия (реализуемый под брендом Formi NDF) эффективно подавляет патогенную микрофлору на протяжении всего желудочно-кишечного тракта птицы (Lückstädt and Theobald, 2009).
В таблице 1 представлены данные масштабного исследования на 30 714 несушках, проведенного на базе коммерческого предприятия в Испании. Несушки возрастом 47-50 недель ежедневно получали 105 г. корма с добавлением 0,3% Formi NDF. Образцы кишечника в начале и в конце опытов указывали на снижение численности E. coli в желудочно-кишечном тракте на 99%.
Другое исследование (Kühlmann et al., 2012) также подтверждает полученные результаты. В данном случае, при использовании 0,3% Formi NDF в корме, содержание E. coli в помете птицы на 39 неделе снизилось на 91%, полезная микрофлора при этом не пострадала.
В ходе последующего коммерческого опыта на Филиппинах было выявлено, что применение 0,2% Formi NDF в кормах для птицы на 65-69 неделе, повысило качество яйца (см. таблица 2). В данном случае улучшение характеристики скорлупы было связано с добавлением Formi NDF, который повышает усвояемость кальция и оптимизирует уровень рН. В итоге в группе Formi NDF было зафиксировано на 19% меньше насечек.
Эффективность Formi NDF связана не только со снижением патогенной нагрузки и повышением качества яичной продукции, но и ростом общей продуктивности.
В другом исследовании, которое длилось 12 недель на 50-недельных несушках породы белый леггорн были апробированы дозировки — 0,1% и 0,2% Formi NDF. Данные сопоставлялись с контрольной группой, получающей стандартный рацион. Все группы имели неограниченный доступ к корму и воде. Опыт проводился на базе Ветеринарного колледжа и Исследовательского института в Индии (таблица 3).
Видно, что при дозировках Formi NDF 0,1% и 0,2% яйценоскость на несушку значительно увеличивалась по сравнению с контрольной группой на 7 или 13 яиц в год соответственно.
В России так же было проведено масштабное исследование влияния Formi NDF на производительность кур-несушек в условиях производства, охватившее около 120 000 голов породы ломанн браун классик (таблица 4). Formi NDF применялся в кормлении несушек с 50 по 53 неделю включительно. Стандартный показатель яйценоскости для данного возраста должен составлять 90,9%. Полученные данные полностью согласуются с результатами предыдущего университетского исследования.
По сравнению с контрольной группой яйценоскость на несушку выросла на 2,0%, несмотря на то, что результаты контрольной группы уже превышали нормативы, принятые для данного возраста. Более того, количество насечек на яйце и смертность значительно уменьшились, а конверсия корма снизились более чем на 5%, что указывает на эффективность и рентабельность яичного производства с использованием Formi NDF.
Представленные данные показывают положительное влияние Formi NDF на яичное производство. Проблема биологической безопасности решается благодаря стабильной работе Formi NDF в желудочно-кишечном тракте птицы. Кроме того, повышается усвояемость питательных веществ, особенно минералов, что положительно влияет на яйценоскость и качество яиц.
Formi NDF является обоснованным, эффективным и стабильным инструментом, повышающим производительность птицы и повышающим качество яичной продукции, что соответствует запросам потребителей.