Но, судя по всему, ею никто не воспользовался.
Из-за небывало низкого урожая в августе российское правительство ввело временный запрет на экспорт зерновых и муки. Сначала эмбарго было введено на срок до 31 декабря. А в октябре премьер-министр Владимир Путин продлил запрет до 30 июня 2011 г. Правда, эмбарго вступало в силу со 2 января. Выходило, что 1 января зерно можно было законно отгрузить на внешние рынки.
До эмбарго 90% российского зерна экспортировалось через южные порты, и 80% этого объема приходилось на Новороссийск. Несмотря на праздник, 1 января, по данным Южного таможенного управления (ЮТУ), работали все четыре таможенных поста Новороссийской таможни, два из трех — Сочинской, а также Ингушский и Краснянский таможенные посты (Минераловодская и Миллеровская таможни). ЮТУ на своем сайте даже сообщило, что «дополнительно возможна работа таможенных органов и в другие дни (не являющиеся рабочими в праздники. — “Ведомости”) по предварительным заявкам, которые можно подать до 31 декабря».
Но воспользоваться открывшимся окном экспортеры не поспешили. «Поставок российского зерна на экспорт 1 января не было», — сообщил «Ведомостям» оперативный дежурный центрального поста Новороссийской таможни (пост отвечает за перевалку всего экспортного зерна на Новороссийской таможне). По его словам, переваливалась только транзитная пшеница из Казахстана. Представитель ФТС прокомментировать ситуацию по общероссийским отгрузкам вчера не смог, сославшись на праздничные дни.
Риски невыпуска зерна были несоизмеримо высоки по сравнению с возможной прибылью, объясняют трейдеры. Погрузка судна водоизмещением 50 000 т обычно занимает 2,5 суток, 25 000 т — около суток, а везти меньшими судами через Новороссийск нет смысла, говорит топ-менеджер крупного зернотрейдера, попросивший об анонимности. Теоретически загрузить небольшие суда и успеть оформить все документы за один день можно, считает гендиректор компании «Астон» (в сезоне 2009/10 г. занял 8-е место по объему экспорта зерна, отгрузив 1,05 млн т из общего объема в 21,46 млн т, данные ФТС) Вадим Викулов. Топ-менеджер крупного зернотрейдера рассказывает, что на деле его компания смогла отгрузить транзитную партию зерна из Казахстана через Новороссийск только 3 января. В первый день года никто не работал. Топ-менеджер южнороссийского зернотрейдера также не слышал о том, что кто-то отгружал зерно на экспорт 1 января.