С каждой проданной в августе на экспорт тонны пшеницы Международная зерновая компания (российская «дочка» Glencore) теряла по $5-10, рассказывает заместитель гендиректора Николай Демьянов. Общую сумму убытков он не назвал.
Причина в дисбалансе мировых и российских цен. Американская пшеница стоит $156, а российскую на внутреннем рынке сложно купить дешевле $170 за тонну, говорит Демьянов. Выбор у экспортеров небольшой: штраф, который придется заплатить порту за отказ от квоты на перевалку, составляет $20 c тонны, объясняет он. В июле, пока экспорт был еще прибыльным, из России было экспортировано 870 000 т. «Мировые цены на пшеницу падают быстрее, чем российские», — объясняет гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько. В мае цены на ординарную пшеницу на FOB Новороссийск были $235 за тонну, внутренние достигали в июне максимума в $180 за тонну. В августе экспортная цена упала на $73 до $162 за тонну, а внутренняя — на $54 до $126 за тонну. Чтобы российская пшеница проходила по цене на экспорт, закупочные цены должны быть около $110, считает Рылько.
По оценке ИКАР, в августе экспорт составит 1,75 млн т против 2,3 млн т в августе 2008 г. А экспортеры могли получить убытки до $1,5 млн. По прогнозу минсельхоза США, в этом сезоне мировая торговля пшеницей снизится с прошлогодних 137,4 млн т до 123,4 млн т — у большинства основных потребителей пшеницы собственный хороший урожай. «Наши традиционные покупатели — Турция, Иордания, страны Северной Африки и Ближнего Востока — сократят объемы закупок, а некоторые начнут самостоятельный экспорт», — полагает гендиректор компании «Прозерно» Владимир Петриченко. На Чикагской товарной бирже вчера котировки на пшеницу снизились к моменту подписания номера до $168 за тонну.
Для стимулирования экспорта сейчас с правительством обсуждается механизм экспортных субсидий, сообщил вчера президент Зернового союза Аркадий Злочевский. В проекте переговоров по вступлению в ВТО предполагается заложить на субсидии $700 млн.