Он будет включать зернохранилище вместимостью 103 000 т, железнодорожную станцию, глубоководный причал для приема судов грузоподъемностью до 50 000 т. Стоимость проекта — 1,7 млрд руб.
С помощью зернового терминала порт сможет улучшить финансовые показатели — уже не первый год у компании падает прибыль, считает гендиректор агентства InfraNews Алексей Безбородов. Согласно отчетам ТМТП, в 2007 г. выручка порта от продаж упала на 10,9% до 1,97 млрд руб., чистая прибыль — на 14,8% до 861 млн руб. А за девять месяцев 2008 г. выручка снизилась на 8,2% до 1,41 млрд руб. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г., чистая прибыль — на 17,46% до 548,07 млн руб.
В 2009 г. компания планирует перевалить около 18,3 млн т грузов и получить выручку в размере около 1,991 млрд руб. и прибыль в 1,165 млрд руб., говорится в отчете ТМТП за IV квартал 2008 г. Безбородов считает планы порта реальными, в том числе за счет пуска зернового терминала. Перевалка 1,5-2 млн т зерна равна по доходности перевалке примерно 10 млн т нефти (в 2008 г. порт перевалил 14,5 млн т нефти и нефтепродуктов), поясняет он.
Из-за выросших объемов экспорта зерна, вызванных рекордным за последние десятилетия урожаем в 108 млн т и девальвацией рубля, России не хватает мощностей для перевалки, говорят аналитик Seanews Лилия Аксенова и исполнительный директор «Совэкона» Андрей Сизов-младший. Почти 90% российского зерна экспортируется через южные порты (Новороссийск, Туапсе, Ростов, Ейск, Таганрог). Из этого объема 70% приходится на НМТП, добавляет эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Олег Суханов.
Сегодня Международная зерновая компания ежегодно экспортирует 2-3 млн т зерна, в том числе через ТМТП прямой перевалкой — 50 000-100 000 т ежемесячно, говорит директор по маркетингу компании Николай Демьянов. По его словам, при экспортном потенциале России существующих мощностей явно недостаточно. Чтобы увеличить грузооборот, порту понадобятся новые мощности, сообщает сайт краевой администрации со ссылкой на гендиректора ТМТП Владимира Герасименко.
После пуска туапсинского зернового терминала частично разгрузится НМТП и, возможно, снизятся тарифы на перевалку на российском рынке в целом, надеется Демьянов. По данным Сизова-младшего, стоимость фрахта в российских портах составляет $15-20 за тонну груза, на Украине — $12, в Европе — менее $10.