Журнал «Агротехника и технологии»
В 2022 году в российское законодательство, регламентирующее туристическую деятельность, внесли понятие «сельский туризм». Так совсем недавно началась история господдержки аграрного гостеприимства. Сегодня ведётся работа над совершенствованием имеющихся нормативных актов и созданием новых, с учётом уже накопленного опыта. Однако пока у аграриев немало трудностей. Своим видением ситуации эксперты и участники отрасли поделились на круглом столе «Сельский агротуризм — формирование нового направления предпринимательской деятельности, опыт внедрения господдержки, перспективы развития»
Сельский и агротуризм — весьма специфическая отрасль, которая во всём мире стала закономерным следствием активной индустриализации и массового оттока населения из деревни в город. Действительно, целевой «аудиторией» агротуризма стали жители мегаполисов, желающие выбраться из каменных джунглей на лоно природы, ненадолго прикоснуться к истокам.
Московская область активно участвует в развитии сельского туризма. Николай Ефремов, директор Московского крестьянского союза, объясняет: решение фермера принимать у себя в хозяйстве гостей основывается на социальных и экономических мотивах. Социальный мотив — это желание жителей Москвы, огромного перенаселённого мегаполиса, выехать на природу. Именно горожане — потенциальные потребители услуг агротуризма. Экономический же мотив принимающей стороны — значительное снижение доходности крестьянско-фермерских хозяйств за последние три года. Выручка падает, и виновата в этом не одна пандемия. Сегодня платёжеспособность КФХ, по крайней мере, состоящих в Московском крестьянском союзе, снизилась на 25-30%. Соответственно, многие начинают искать способы повысить доходность, и одна из лежащих на поверхности идей — агротуризм.
Разный агротуризм
Интересно, что мы сегодня видим чёткое размежевание понятия «сельский туризм» на две принципиально разные позиции, продолжает Николай Ефремов. Первая — это использование туристической сферы как основного источника дохода. К сельхозпроизводству такие компании не привязаны, хотя и могут, скажем, иметь на своём участке корову, пару коз, кур и гусей. Туристская сфера у них, напротив, лицензирована. Сельским хозяйством они не занимаются, а скажем, открывают на своей территории питомник крокодилов или улиток — и показывают за деньги приезжающим. У фермеров совершенно иной подход: здесь агротуризм — лишь способ привлечения дополнительных покупателей на ферму, занятую производством сельхозпродукции.
Названные секторы сельского туризма регламентируются двумя разными законами, на пересечении которых и «лежит» агротуризм: закон № 264-ФЗ о развитии сельского хозяйства и закон № 132-ФЗ о туристской деятельности.
Агротуризм — это деятельность сельскохозяйственных производителей в туристской сфере, уточняет Андрей Морозов, президент РСО «Агроконтроль». Кроме производства сельскохозяйственной продукции, аграрии внедряются и в другие отрасли бизнеса — переработку, сферу услуг и, в том числе, туризм. В нашем случае речь идёт про агротуризм, который является прерогативой исключительно сельхозпроизводителей.
Во исполнение положений закона № 264-ФЗ в новой редакции государство приступило к поддержке сельхозтоваропроизводителей, занятых туристской деятельностью.
«Обратите внимание, что параллельно изменению профильного закона про туризм № 132-ФЗ изменили и закон № 264-ФЗ, — говорит эксперт. — Это очень грамотная трансформация законодательства: в одном законе прописали туристскую деятельность сельхозпроизводителей, а в другом — необходимость господдержки. Мы даже позавидовали, ведь поддержку сельхозкооперации не получается включить в 264 закон много лет».
Итак, тот самый федеральный закон №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в новой редакции по отношению к сельскому туризму закрепил некоторую специфику: например, требования к оказанию агротуристических услуг устанавливает государство, как и требования к средствам размещения. При этом понятие «гостиница» на агротуризм не распространяется, что неудивительно: строить на землях, выделенных под КФХ, нельзя. Это вызывает у фермеров, занятых в туристической сфере, немало трудностей.
Коломенский фермер Илья Слепнёв поделился историей из своей практики: он, как и многие, столкнулся с проблемой при планировании постройки гостевых помещений. Участок у него первоначально находился в зоне сельскохозяйственного использования СХ-3; но некоторое время назад фермер проверил информацию и увидел, что кадастровая стоимость его земли снизилась в два раза (была 1 млн 400 тысяч, стала около 760 тысяч рублей). Потребовалось приложить немало усилий, и в итоге он выяснил: без его ведома участок перевели в зону СХ-1.
«На сельхозучастке у меня взрослый лес, и мы его по мере сил чистим, — поясняет фермер. — В СХ-1 же по нормативам должна быть пашня или сенокос. Получается, я должен там всё снести, но как? Посреди участка овраги с ручьем. Взрослые берёзы растут. И это только часть проблем. Я считаю, в закон следует внести поправки, сделать возможным на землях сельхозназначения постройку жилого гостиничного фонда — но ставить не гостиницы из камня и бетона, а лёгкие домики. Все и без того строят жильё: ставят три бытовки на блоках в ряд, и получается площадь 48 м² кв — хороший гостиничный домик. Именно из-за недоработки таких нюансов государство теряет большие деньги в виде налогов на сам гостиничный домик. Если бы фермеру выделили земли в зоне СХ-5, например, с возможностью построить обычные лёгкие домики, налогообложение на такие участки вышло бы уже не 2000 рублей, как сейчас, а, скажем, 30 тысяч рублей. И ведь фермеры готовы платить! А пока мы не имеем права строить нормально, приходится использовать гостиничные бытовки. Гости едут, доход идёт, а государство ничего не получает. Это большое упущение, и вопрос нужно решать как можно быстрее».
Об этих проблемах знают не понаслышке в Московском крестьянском союзе. Как рассказал Николай Ефремов, Московский крестьянский союз недавно провёл долгосрочный (трёхмесячный) практический семинар «Сельский агротуризм» - «ликбез» для фермеров, которые только начали заниматься агротуризмом или ещё присматриваются к этой сфере. Среди прочих вопросов был рассмотрен и законодательно-земельный.
«Мы пытались помочь одному хозяйству, которое на своей территории начало строить гостевые домики (а на этой земле, по нормативам, строить нельзя). Вот по какому пути мы пошли: попытались из сельхозугодий хозяйства «вырезать» кусок земли, 2-3 гектара (меньше двух нельзя), и подать документы на перевод его в другую категорию. Но мы наткнулись на сопротивление: ни одна подобная заявка фермеров в течение 2022 года не была удовлетворена. Их просто отклоняют — возможно, в Московской области на такие переводы наложено табу. У нас есть довольно большая группа людей, готовых развивать направление агротуризма, но на их пути встаёт препятствие — разночтения в нормативных документах. С одной стороны — запрет строить дома на сельхозземлях, с другой — невозможность перевести землю из одной категории в другую».
Из-за этого многие хозяйства вынуждены вместо агротуризма ограничиваться агроэкскурсиями — организовывать поездки без ночёвок. Такой формат сегодня широко используется фермерами: они приглашают людей посетить хозяйство, посмотреть процесс производства, проводят мастер-классы на сыроварнях, организуют угощение, дегустации. Это массовое явление, отмечает Николай Ефремов, ведь посетители на таких экскурсиях всегда что-то дополнительно покупают и тем самым повышают рентабельность хозяйства. А вот туризм с ночёвками пока не выстраивается: нет ни мест для размещения, ни удобств; подведение коммуникаций тоже неизбежно влечёт за собой штраф.
«Мы попытались решить проблему косвенным путем, — делится эксперт. — Заключили соглашение с одной из работающих в Москве туристических компаний — с лицензиями, со всеми необходимыми документами. Теперь сам продукт создаёт и продаёт компания, а фермер выступает третьей стороной, которая обязуется принять гостей, всё им показать и накормить. Если в рамках тура предполагается ночёвка, то туристская компания самостоятельно бронирует неподалёку гостиницу и сама размещает там людей. Безусловно, в таком случае не все деньги попадают в фермерское хозяйство, зато схема выстраивается абсолютно законно».
Впрочем, сложности с законодательством связаны не только со строительством гостиниц. Даже если туристы просто приезжают посмотреть животных на ферме, это уже само по себе нарушает ветеринарные нормативы биобезопасности. Владелец хозяйства, у которого содержится элитная скотина, на ферму людей пустить не может, это категорически запрещено. Для того, чтобы принять экскурсионную группу, он должен построить в хозяйстве стеклянную стенку, отделяющую животных и производство от посетителей.
«Такой приём практикуется, например, в некоторых пиццериях, — рассказывает Николай Ефремов. — На сыроварне первым такой подход применил Олег Сирота — теперь за ним повторяют другие сыровары. Фактически то же самое нужно сделать и на ферме, где содержатся сельхозживотные. Если же вы хотите, чтобы гости могли потрогать корову, вам следует предусмотреть отдельный загон и отселить туда животных: тёлку, бычка, поместить козочек или курочек. Вот их можно будет трогать и наблюдать за ними — но опять-таки, эти животные ни в коем случае не должны пересекаться с остальными животными фермы, иначе можно потерять всё стадо».
И ещё, добавляет эксперт, важно не забывать об основной деятельности хозяйства: если доход от агротуризма превышает 31%, владелец хозяйства сразу теряет статус сельхозпроизводителя, лишается возможности платить единый сельхозналог, получать льготы и иметь доступ к другим мерам поддержки. Словом, очень многие вопросы требуют нормативной проработки.
Операция «Кооперация»
Помимо этого, существует и немало других проблем. Небольшому фермерскому хозяйству очень сложно — и нерентабельно — заниматься всеми вопросами, связанными с обеспечением агротуризма. Основная проблема — малый масштаб закупок и организации. Эксперты считают, что успех будет сопутствовать агротуристическим фермам, если они будут развиваться не в одиночку, а кооперируясь ради достижения тех или иных целей. Так предполагается и в Программе развития сельского туризма в России до 2030 года: именно сельскохозяйственные кооперативы, согласно документу, являются одним из самых эффективных механизмов развития сельского туризма.
Как рассказала Марина Коломкина, председатель Наблюдательного совета Ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов «Средняя Волга», в 2022 году в Самарской области состоялся конкурс по отбору социально ориентированных некоммерческих организаций, которым регион предоставил гранты в форме субсидий на реализацию различных социальных проектов. Среди победителей был и проект «Центр развития сельского туризма» Ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов «Средняя Волга».
«Поскольку мы на кооперации «собаку съели», решено было заняться развитием агротуризма на основе кооперации, и «Центр развития сельского туризма» продолжил работать над реализованным в 2017 году проектом «Центр развития кооперации», — поясняет Марина Коломкина. — Наша основная цель — развивать в регионе внутренний туризм, создавать новые объекты и, конечно, повышать качество услуг (безусловно, с использованием кооперативного подхода). Целевые группы, с которыми мы уже начали работать, — малый и микробизнес на селе. В первую очередь, крестьянско-фермерские хозяйства, но и ЛПХ, и другие предприниматели тоже попадают в зону нашего внимания, а также жители села, особенно студенты, молодёжь, многодетные семьи, пенсионеры и ветераны. Мы активно применяем кооперативный подход, в котором разбираемся лучше всего, и стремимся помочь малым хозяйствам области повысить уровень доходности: проводим встречи и консультации в каждом районе, занимаемся экспертизой территории и площадок участников проекта, обучаем участников — и, конечно, устраиваем форумы, слёты, ярмарки, конкурсы — словом, всё, что популяризирует сельский туризм, то есть помогаем сельхозпроизводителям войти в сферу агротуризма. Уже через год мы планируем создать работающий сельскохозяйственный обслуживающий кооператив по оказанию туристских услуг. Это непросто, но процесс идёт».
«Все те сложности, с которыми сталкивается малый сельхозтоваропроизводитель в сфере производства, автоматически переходят в сферу сельского туризма, — уверяет Андрей Морозов. — Это и проблемы с наймом профильных специалистов, и отсутствие глубоких профессиональных знаний, и закупки в мелком объёме, и невозможность выстроить своими силами интересные цепочки туристических маршрутов. Всё перечисленное приводит к хроническому недобору прибыли и низкой рентабельности. Получаемые в этой сфере доходы не будут покрывать расходов или будут, но в минимальной степени. Выход только один: кооперация».
В силу некоторых обстоятельств, продолжает Морозов, люди привыкли воспринимать сельхозкооперативы как хозяйства, занимающиеся сбытом картофеля и овощей или переработкой молока, в лучшем случае — снабжением комбикормами. Такой «узкий» подход к сельхозкооперации навязан историей, но он устарел и весьма далёк от реальности. Сейчас необходимо это исправить, уверен эксперт.
«Сельхозкооперация выполняет три главных задачи в агротуризме, — рассказывает Андрей Морозов. — Первая — кооперативная классика: самые первые кооперативы в мире создавались для совместных закупок, и до сих пор это направление остаётся важным в кооперации. Купить оптом дешевле, чем в розницу, и неважно, покупаем мы комбикорм, удобрения или какие-то материалы, необходимые для размещения наших гостей. Если необходимое для туристических ферм закупать всем вместе, можно будет убедить поставщиков снизить цены и предложить более выгодные условия. Второе направление кооперации — объединение для продаж комплексных маршрутов, путешествий по нескольким соседним фермам. Создать маршруты вроде «Дорóгой персидской княжны», «Путём Василия Чапаева», «Попробовать все сорта томатов», чтобы показать экскурсантам разные интересные для них объекты и сделать свою продукцию более продаваемой. Третье направление — сбыт продукции. Каждому организатору, каждому предпринимателю самостоятельно продавать тяжело. Можно, конечно, своими силами писать приложения, поднимать в поисковиках сайты, обращаться к коммерческим интеграторам, но это дорого и доступно не для всех. Правильнее и удобнее объединиться и создать продающие приложения и системы на кооперативных принципах».
В качестве доказательства Андрей Морозов приводит пример успешной масштабной кооперации в агротуризме: в Европе работает многоуровневая Европейская ассоциация сельского туризма Ruraltour — профессиональная туристическая организация, представляющая этот сектор на европейском рынке. Состоит она из 30 национальных и региональных организаций из 26 стран, и внутри каждой страны, от Нидерландов до Грузии, десятки и сотни фермеров принимают у себя туристов.
«Нам же предлагается альтернативный подход: фермеры должны принимать у себя гостей, а организовывать и продавать туры следует профессиональным турфирмам. Действительно, продавать турфирмы умеют — так же, как и коммерсанты умеют продавать фермерскую продукцию и снабжать сельхозпроизводителей комбикормами и горючим. Так же, как коммерсанты, они выдают аграриям кредиты. Только делают это в своих собственных интересах, зарабатывая на сельхозпроизводителях и вымывая из аграрного сектора ту добавленную стоимость, которую аграрный сектор произвёл. Чтобы избежать такой ситуации, имеет смысл кооперироваться, не ждать, а самим нанимать специалистов и создавать продающие системы и сайты», — заключает эксперт.
История успеха
Дмитрий Саблин, индивидуальный предприниматель, инициатор проекта «Клуб деревенского отдыха “Сеновал”»
Русская Селитьба — старинное село Красноярского района Самарской области, расположенное в часе езды от Самары. Расстояние — весьма критичный нюанс для проектов сельского туризма, поскольку, если до места назначения приходится добираться больше двух часов, заманить клиентов будет непросто. В 2011 году, когда я только проектировал Клуб деревенского отдыха «Сеновал» и подбирал земельный участок, то подумывал устроить питомник с долгим сезоном плодоношения, где можно собирать ягоды и фрукты, с летней кухней для консервации. Ещё была идея организовать творческую мастерскую на основе моих личных увлечений — гончарного и других ремёсел. Рассматривал и вариант ретрит-центра: люди приезжают на семинары, тренинги и проводят в одном месте несколько дней. Именно на этой идее я в итоге и остановился.
Открытие состоялось в конце 2014 года. Тогда на Россию началось экономическое давление, и мы решили расширить деятельность: принимать уже не только йогов или участников спортивных семинаров, но и самые разные группы сельских туристов. И всё же основными клиентами у нас оставались приезжающие на ретриты, что было неслучайно: мы ходили по Самаре, рассказывали о себе, раздавали буклеты в разных клубах.
Вторым потоком шли тематические заезды от различных клубов — на 14 и 23 февраля, на 8 марта, в школьные каникулы, январские праздники. Наш проект мы преподносили как сельский клуб. Поскольку в 2014—2015 году такое было новинкой, народ откликался хорошо, люди приходили отмечать у нас дни рождения и другие семейные праздники. Помимо застолья мы организовывали для гостей катания на лошадях и санях, тандыр, баню. При этом каждый праздник старались сделать уникальным. Помимо прочего у нас такая фишка: соломенный дом для круглогодичного проживания со всеми удобствами, построенный из блоков соломы. Кровати и диваны первое время тоже были сделаны из оставшихся блоков соломы. Энергетика дома, дерево плюс солома очень чувствуются.
Но, конечно, бизнес наш сезонный, к тому же, своё влияние оказывает непогода. Поэтому в целях увеличения рентабельности мы решили проводить школьные экскурсии, направленные на знакомство с сельскими профессиями. Дело в том, что в учебных программах на эти цели отведено некоторое количество часов, и наши экскурсии идеально вписывалась в учебный план. Мы приходили в школу, разговаривали с директором или просто давали рекламу, и дети приезжали с учителями. С какими профессиями мы знакомили? Дети заходили в коровник — видели за работой доярку, зоотехника, при этом школьники кормили теленка, пробовали продукцию, покупали её. Потом посещали кузницу и местную старинную церковь, знакомились с батюшкой — священник ведь тоже профессия. Вот такие экскурсии нас очень хорошо поддерживают в межсезонье. Если в неделю к нам приезжал хоть один автобус, нашей семье приходил достаточный для существования доход.
Позже мы познакомились с ведущей туристической компанией области «Самараинтур», которая начала для нас формировать взрослые экскурсии наподобие школьных, посвящённые разным тематикам: Медовый Спас, релакс-заездыи т. д. Для каждого праздника мы придумывали что-то новое, тем самым предлагали для туркомпании интересный продукт. С такими компаниями обязательно нужно сотрудничать. Затем мы стали организовывать детокс-заезды, основой которых было «зелёное» питание (коктейли из дикорастущих трави т. д. ). Народ хорошо интересовался этой темой. Тем не менее, опыт того периода показал, что достаточно тяжело «перепрыгнуть» через определённую планку чистой прибыли в месяц. Со всеми допуслугами, со всей активной рекламной деятельностью выше 100 тыс. руб. чистой прибыли в месяц получить практически не удаётся. Летом и в январе цифра, конечно, получается несколько больше, но ведь при этом есть межсезонные пустые месяцы. Поэтому средний доход выходит довольно небольшой.
И всё же мы сумели увеличить рентабельность. Во-первых, в межсезонье домики очень хорошо арендуют рабочие — инженерный состав, приезжающий в нашу местность. В нашем районе в принципе нет промышленных предприятий, тем не менее, здесь проходят нефтяные и газовые ветки, есть газовая подстанция — и периодически приезжают рабочие, которые трудятся на этих участках. Мы не боимся таких клиентов, поскольку у нас строгие правила: курение только на улице, бычки бросаем в урну. Употребление алкоголя контролировать тяжелее, но могу с уверенностью сказать: люди работают в таком режиме, что им не до гуляний.
Продажа продукции с нашего участка (в частности, сушёных трав для чая), организация питания, баня, банные веники — всё это даёт прибавку к рентабельности. В период коронавирусной эпидемии мы перешли на пассивную сдачу наших площадей под аренду двум семьям и практически два года жили в таком режиме, поскольку комплексные заезды были невозможны, да люди и сами не хотели куда-то ехать. Сейчас мы меняем концепцию, возвращаемся обратно к идее тематических заездов, перешли на работу со школьниками. Цель и миссия такая: подростки ищут себя во взрослой жизни, примеряют на себя разные профессиональные роли, получают какие-то технические умения, изучают забытые ремёсла. Мы хотим им в этом помочь. Вспоминаем простые профессиональные навыки, начиная от умения пользоваться отвёрткой, пилой, рубанком. Для мальчиков — одни ремёсла, для девочек — другие. Срок заезда не менее трёх дней, продукт стандартизированный, повторяющийся, с определёнными ведущими и множеством допуслуг: мастер-классы, питание и так далее.
Развивая этот бизнес, я вынес довольно простой урок: если вы только планируете организовать сельский туризм на своей ферме, обязательно продумывайте концепцию. Просто хороших бытовых условий и красивой местности совершенно недостаточно для формирования туристического потока. Если человек не найдёт в вашей рекламе ответа на вопросы «Зачем мне туда ехать, что я получу, какие впечатления и знания меня ждут?», он вас не выберет. Организатору нужно понимать, за какими «фишками» человек к нему поедет.
Если у вас сформировался контактный зоопарк, если на ферме постоянно ведутся работы, к которым можно привлечь гостей, например, есть сыродельня или какое другое производство, это уже хорошо. При этом важно, чтобы с гостями было кому заниматься, чтобы экскурсия превращалась в продукт. Ваш гость, турист, обязательно будет требовать именно продукт, и вы должны его полностью обслужить. Если же вам некогда заниматься гостями, но у вас на ферме красивая местность, тихо и спокойно, это тоже можно сделать «фишкой». Организуйте лёгкое летнее строение, не требующее больших вложений, и сдавайте в длительную аренду (на неделю — месяц). Это тоже вполне удачный вариант сельского туризма.
Если говорить о доходе, то он формируется исходя из интенсивности загрузки в течение года, срока пребывания клиента на ферме (это важно) и допуслуг (за вычетом стоимости обслуживания клиента и всего комплекса, рекламных расходов и налогов). Каждый пункт нужно очень внимательно продумать при проектировании. Например, неудачной будет концепция посещения фермы, построенной на каком-то объекте (например, зоопарке), который можно быстро осмотреть и поехать дальше. В этом случае у вас каждый день новые гости. Вы привлекли человека, потратились на рекламу, убрали для него номер, а он приехал всего на сутки. В этом случае ваша рентабельность падает. К тому же, продать койко-место 365 раз в году очень тяжело — гораздо выгоднее продать место со сроком пребывания, скажем, на десять дней.
Ещё один важный момент — стандартизация продукта. Если заезды у вас индивидуальные, а не групповые, продукт приходится каждый раз «верстать» под пожелания заказчика, что ведёт к определённому выгоранию. Когда мы вводили программу детокс-питания, мы потратили дополнительно около 150 тысяч рублей: на оборудование, проращиватели, специальную посуду и прочее. Одна только шнековая соковыжималка для проростков пшеницы обошлась насколько помню, в 35 тысяч рублей. Если программ у вас несколько, в каждую из них придётся вкладываться. Если же у вас стандартизированный продукт, то достаточно потратиться всего один раз и использовать оборудование много лет. Это вопрос рентабельности.
Наконец, если вы задумываете стройку, если, например, у вас гостевой дом и вы хотите расширяться, очень внимательно подумайте о том, круглогодичный дом вы будете строить или летний: стоимость строений и коммуникаций отличается почти в два раза. Отобьётся ли дополнительный миллион рублей, вложенный в дом для круглогодичного проживания, за зимний период? Это зависит от вашего продукта, от вашей концепции. Если пчеловоду однозначно нужно строить летний дом, то платная рыбалка может быть и зимней. Но есть ли в межсезонье и зимой тот поток, который отобьёт дополнительные расходы в миллион? Если нет, то сразу урезайте расходы на проект и стройте летний дом, — а зимой отдыхайте, занимайтесь чем-то другим. Но русский человек хочет всё и сразу. Он думает: «Зимой тоже могут приехать, я буду строить дом за два миллиона». А потом оказывается, что потраченные два миллиона не окупаются даже летом. В таком случае, возможно, имело смысл построить за те же два миллиона два летних строения, чтобы использовать их в высокий летний сезон.