Журнал «Агротехника и технологии»
Разведение форели в 1990-е требовало изобретательности. Тогда мало кто знал, что это за рыба, как её выращивать, чем кормить и кому продавать
Как из пруда на приусадебном участке выросло дело всей жизни, журналу «Агротехника и технологии» рассказал карельский рыбовод Николай Федоренко.
Николая Федоренко можно назвать патриархом среди рыбоводов, занимающихся разведением форели. Своё первое предприятие он создал в непростые 1990-е годы, когда о существовании такого вида рыбы, как форель, знали немногие. Переехав из Белоруссии в Карелию, он арендовал часть озера Кондозеро (Кондопожский район) и занялся разведением карпа и радужной форели. Объёмы производства в те времена составляли 35 т в год. Сегодня он производит уже более 1,5 тыс. т, то есть 6,5% всей выращиваемой в Карелии форели приходится на долю ИП Федоренко Н.В. Его продукция признана лучшей в России и за рубежом.
Озеро надежды
Своё первое рыбоводное хозяйство Николай Федоренко организовал ещё до призыва на срочную службу, выкопав на приусадебном участке родительского дома в Белоруссии большой пруд и запустив туда карпов и линей. Но после чернобыльской катастрофы из родных мест пришлось уехать. Его новой родиной стала Карелия. Здесь он вместе с братом и открыл в 1987 году своё первое предприятие по лову и продаже рыбы. В это время в стране проходили перестроечные процессы, были разрешены кооперативы. Кооператив братьев Федоренко стал вторым по счёту кооперативом в стране и первым рыболовецким кооперативом в СССР.
Через три года молодой предприниматель взял в аренду озеро Кондозеро и запустил на вольный выгул карпа, сигов и форель в садках. Аренду администрация Кондопожского района оформила ему на 5 лет, пообещав возможность последующего продления.
На это озеро Николай Федоренко возлагал большие надежды. Он организовал фермерское хозяйство, начал конструировать садки, строить ферму, купил полсотни быков и стал их выращивать.
Следующим шагом предпринимателя стала закупка карпа: по его словам, карпа он любил больше остальных видов рыбы, поэтому и разводить решено было именно его. Николай Федоренко приобрёл в специализированном институте «Карелрыбвод» нужное количество рыбы и запустил в садок, установленный в озеро. На следующий день планировалось выпустить карпа в озеро. Но к утру садок опустел — рыба не стала дожидаться утра, и вся до единой выпрыгнула в озеро. Так в карельском озере поселился карп. Фермер его подкармливал, лелеял, не разрешал вылавливать ни местным жителям, ни заезжим рыбакам. «За долгие годы адаптации в Карелии у карпов атрофировался инстинкт впадать в спячку. Поэтому зимой их уже можно было ловить на спиннинг около садка, но я не позволял этого делать, потому что это был уникальный вид рыбы», — поясняет он.
Корм для форели
Для того чтобы рыба набирала необходимый вес, её нужно было кормить. Первую небольшую партию финского корма Николай Федоренко купил на рыбозаводе. Потом рыбоводу пришлось применить смекалку. «Когда мальки чуть подросли, я стал ловить для них рыбу в других водоёмах, затем варил её во избежание заражения и смешивал со свиным комбикормом. В итоге выкормил к осени до 200 граммов живого веса», — вспоминает рыбовод. После того как мальки форели перезимовали, он поставил мережи и поймал 60 т корюшки, которую заморозил, чтобы потом отправить в озеро — малькам на пропитание. Так он начал кормить корюшкой форель.
Затем Николай Федоренко сделал свой экструдер и стал производить комбикорма из рыбного фарша и пшеничной муки. Такие корма пришлись рыбе по вкусу, и уже на второй год она набрала неплохой вес — 1,5 кг. К слову, только на третий год посредством райпотребсоюза под проценты рыбовод получил финский рыбный корм. К тому времени рыба уже достигла товарного веса — 2,5-3 кг. Пришло время для её реализации.
По договорённости с представителем торговли Санкт-Петербурга продукцию — красную рыбу с икрой — отправили в северную столицу. Рыба была со всеми необходимыми документами, имелось и ветеринарное свидетельство. Однако здесь рыбовода ожидала неудача. Поскольку в тот момент о радужной форели знали немногие, магазины отказались от её реализации. Пришлось фермеру везти свой драгоценный груз обратно в Карелию. На счастье, в Петрозаводске магазин «Онего» забрал всю рыбу (3 т) и продал в течение трёх дней.
Карпы, нарушающие экологию
Несмотря на первые неудачи с продажей радужной форели, Федоренко от своей идеи не отказался и продолжал разводить этот «неведомый» вид рыбы. Необходимое оборудование мастерил самостоятельно: садки собирал из бруса, труб, пластиковых бочек, а уголки соединял транспортёрной лентой. Всё это рыбовод делал сам, до всего доходил своим умом, да и посоветоваться было не с кем.
Не забывал он и о карпах, периодически запуская их в озеро. К тому времени они выросли и стали весить по 7 кг. «К нам на озеро приезжал Юрий Лужков, американцев возили. Озеро было охраняемым, лов ограниченный», — вспоминает рыбовод.
Незаметно прошло 5 лет, и аренда закончилась. На просьбу о продлении аренды в мэрии ему ответили, что все полномочия перешли с республики под федеральную юрисдикцию. На письмо в Федеральное агентство по рыболовству с просьбой продлить аренду озера предприниматель получил ответ от «ученых мужей», которые ссылались на то, что в Кондозеро впадают и вытекают из него две маленькие речушки, поэтому, согласно закону того времени, рыбу там разводить нельзя, так как карпы могут выйти из этого озера и нарушить экологию республики. «Тридцать лет пришлось ждать закона об аквакультуре! У меня отобрали озеро, хотя ещё в 1992 году, на пике инфляции, я проложил там дорогу, вложился в инфраструктуру, обустроил территорию. Но лицензия ведь дана на 5 лет, так что освободи место», — сожалеет Николай Федоренко.
Озеро без хозяина разграбили, всех карпов выловили. И никто не задумался тогда о госрезерве, об уникальности данного вида карпа, о будущем края.
Снова с нуля
Однако после этого случая рыбовод не впал в уныние, а приступил к поиску нового места для разведения рыбы. В 2000 году он обратил внимание на Онежское озеро — второй по величине пресноводный водоём в Европе, оформил все надлежащие документы, аренду на 25 лет и вновь организовал хозяйство — уже на 100 тонн садковой рыбы — с нуля.
Поскольку дела на рыбоводной ферме шли хорошо, в 2009 году предприниматель решил открыть завод по комплексной переработке рыбной продукции. Ранее он реализовывал рыбу с икрой по цене рыбы. Но в итоге, взвесив все «за» и «против», решил сам перерабатывать продукцию и тем самым разнообразить ассортимент.
Объёмы выращиваемой рыбы (на тот момент 450 т) позволяли загрузить завод работой только на два месяца. Чтобы избежать простоев и не потерять коллектив, рыбовод решил закупать для переработки морскую рыбу в Мурманске. Для копчения рыбы пользовались коптильней, доставшейся фермеру от развалившегося колбасного производства. Местные кулибины её восстановили. «При копчении мы не использовали и до сих пор не используем никаких консервантов, поскольку и я, и технолог против, — поясняет Николай Федоренко. — Рыбу без икры не отдавали никуда, делали из неё филе слабосолёное. Морозили на филе тогда более 100 т форели».
Филе слабосолёное рыбы производят только по ГОСТу, используют крупную соль и не подвергают никакому “иглоукалыванию”. Свежая рыба обрабатывается на механизированной линии для разделки, зачистки, мойки рыбы. Далее рыбу засаливают методом простого сухого засола, что позволяет не увеличивать натуральный объём рыбы и сохранять качество. «При производстве используются только натуральные компоненты и исключается добавление химии, красителей, инъекций», — отмечает рыбовод.
При заводе оборудовали помещение под магазин, который стал пользоваться большим спросом. Деньги от продаж шли на погашение кредитов, взятых на строительство завода, и налоги. Вскоре открыли современный магазин, куда стали приезжать автобусы с туристами. Но тут местные жители возмутились, что их обошли, и мэрия выделила помещение под ещё один магазин в Кондопоге.
Сегодня общая площадь цеха составляет 1710 м². У ИП Федоренко круглогодичная занятость: появились ещё две площадки для выращивания рыбы — на 400 и 650 т.
Садки
Всё оборудование Николай Федоренко собирал и мастерил самостоятельно: садки конструировал из списанных морских тралов (закупал их у представителей тралового флота в Мурманске). Как объясняет рыбовод, выбор пал на это полотно из-за его прочности. Хомуты, которые скрепляют трубы садка, делает из финских полиэтиленовых мешков. Садки Федоренко, расположенные в Кондопожской губе Онежского озера, проверены временем — они выдержали не одну сильную волну Онеги.
Но и этого рыбоводу показалось недостаточно. «Надо было выходить на большие глубины. Для этого мы сделали стотонные садки, запустили рыбу и вытащили на открытую Онегу. Рыба начала быстро расти, ведь там много кислорода», — объясняет фермер.
Садковые конструкции — запатентованный продукт хозяйства, они изготавливаются самими сотрудниками фермы. Благодаря конструкторским разработкам, значительно минимизированы издержки и снижено негативное влияние на окружающую среду, отмечает руководитель рыбоводческого хозяйства. Кроме того, содержание рыбы на открытых участках позволяет вырастить экологически чистую и вкусную радужную и янтарную форель.
Ещё одно изобретение Николая Федоренко — суперсовременные подъёмники для садков. «Возьмём, к примеру, стотонный садок. В озере множество разнообразных бактерий, которые «живут» на рыбе, но другой не передаются. Когда рыба погибает, бактерии ищут другого переносчика и таким образом могут заразить весь садок», — разъясняет рыбовод. Суть его ноу-хау в том, что каждое утро до кормления рыбы сотрудник поднимает садки из озера специальными подъёмниками и в течение 10 минут чистит их от ослабшей рыбы.
Благодаря этому оставшаяся здоровая рыба не подвергается заражению. «Если каждый день убирать, заражения не будет. При такой дезинфекции антибиотики не нужны. Поэтому наша продукция натуральная и экологически чистая», — подчёркивает Федоренко.
Безотходное производство
После успешного запуска цеха по переработке рыбы руководитель рыбохозяйства заметил, что при потрошении рыбы пятую часть приходилось определять в отходы. «Но ведь и отходы можно пустить на благое дело», — подумал Федоренко и обратился к учёным и председателям ассоциаций, попросил их помочь спроектировать оборудование для плавки жира. Однако они отнеслись к такой идее скептически, предложив не заморачиваться, а просто сжигать отходы.
Их отказ не смутил рыбовода, а только заставил интенсивнее искать решение данной проблемы. И выход был найден. Как всегда, на помощь пришли местные кулибины: они смастерили бочку из нержавейки, конус, подсоединили трубу, насос и паровой котёл, который привезли из воинской части. Подключили всё это, и агрегат заработал. «Через 2,5 часа из 1,5 тонн отходов мы получили 750 кг чистейшего рыбьего жира», — вспоминает Николай Федоренко. За тот год из рыбьих отходов на предприятии наплавили уже 55 т жира. Его охотно купили по 40 руб./кг такие компании как «АльфаВетаКом», «Мирагро».
В 2018 году для производства пищевого рыбьего жира предприниматель купил специальную установку немецкого производства, которой заменил свою. Но её работой он не совсем доволен: «Несмотря на высокое качество получаемого пищевого рыбьего жира, детали агрегата периодически выходят из строя. Получить их можно только в Германии, а доставка занимает очень много времени. Установка, разработанная мною лично за неделю и собранная местными специалистами, была намного эффективнее», — констатирует рыбовод.
Икорный цех
В 2019 году Николай Федоренко расширил производство — открыл современный икорный цех на площади в 650 кв. м. Оборудование закупалось самое современное, его стоимость составила примерно 25 млн руб. Но и его пришлось усовершенствовать. Одна из функций — налив тузлука в бак и помешивание — должна была выполняться вручную. Николай Владимирович попросил своих мастеров проработать этот момент и автоматизировать ручную функцию. «Они сделали первый экспериментальный станок с лебёдкой. Икра, кстати, вышла вкусной. А потом решили всё автоматизировать: человек подходит, засыпает ведро икры и отходит, остальное делается автоматически», — доволен предприниматель. Сейчас в новом икорном цехе шесть агрегатов, в работе которых минимизирован контакт человека с продуктом.
Сырьём для икорного цеха являются ястыки икры рыбы, выращенной предпринимателем. По словам рыбовода, в Финляндии закупают малька весом 4-5 г. «За первый год малёк вырастает до навески 300-400 г, на второй год его вес достигает 1,0-1,8 кг, на третий год он доходит до состояния товарной рыбы весом 2,5-5 кг. Из такой рыбы и достают икру», — рассказывает руководитель рыбохозяйства. Кстати, поскольку Карелия и Финляндия находятся на одной широте, получается, что икра созревает вовремя — как раз к новогодним праздникам. А вот икра из более южных широт созревает позже.
Выпуск икры в хозяйстве Николая Федоренко производится с декабря по март. «Наша икра признана одной из лучших в России, — не скрывает гордости рыбовод. — Подтверждение тому — высшие награды, такие как золотая медаль Стандарта Качества России, диплом лауреата международного конкурса “Лучший продукт — 2019”, гран-при “За икру лососёвую зернистую замороженную из форели” и многие другие».
Указом Главы Республики Карелия от 5 июня 2019 года № 40 за большой личный вклад в развитие рыбного хозяйства в Республике Карелия индивидуальный предприниматель Николай Федоренко, форелевод с более чем тридцатилетним стажем работы в рыбной отрасли, признан Почётным гражданином Республики Карелия.