Экспорт кондитерских изделий вырос на 16,5%

Производители ждут увеличения экспортных поставок, если их не сдержит рост себестоимости производства

На шоколад приходится почти половина всего экспорта кондитерских изделий
На шоколад приходится почти половина всего экспорта кондитерских изделий

По итогам первого полугодия экспорт кондитерских изделий вырос на 16,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 329,6 тыс. т, стоимость которых составила $709,5 млн (плюс 19,3%). Таким образом, объем поставок превысил уровень аналогичного периода 2020-го и допандемийного 2019 года, пишут «Известия» со ссылкой на Ассоциацию предприятия кондитерской промышленности (АСКОНД).

Подавляющий объем продаж приходится на шоколадные изделия — 47,7% от всего экспорта или $338,6 млн, в натуральном выражении — 39,9%, или 131,7 тыс. т. Поставки шоколадной продукции в натуральном выражении увеличились на 21,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это самый высокий показатель по динамике роста среди всех видов кондитерских изделий. Экспорт мучной продукции в первом полугодии 2021-го прибавил 12,8% до 146,6 тыс. т. Поставки сахаристых кондитерских изделий (зефир, мармелад и др.) увеличились на 14,4% до 51,3 тыс. т.

Основные импортеры российских кондитерских изделий — Казахстан, Белоруссия, Азербайджан, страны Средней Азии, в целом продукция поставляется в 94 страны. Исполнительный директор АСКОНД Вячеслав Лашманкин рассказал «Известиям», что продажи растут и за счет расширения экспорта на относительно новых для российских игроков направлениях. Среди стран, показавших прирост более 100%, — Сербия (+373%), Нигерия (+368%), Афганистан (+323%), Йемен (+155%), Болгария (+120%) и Бразилия (+110%). «Российские кондитерские изделия набирают популярность в мире, и это очень важный результат», — говорит Лашманкин.

Хотя Россия уже поставляет кондитерские изделия в 94 страны, потенциал зарубежных рынков далеко не исчерпан, отмечает АСКОНД. «Мы ожидаем, что при сохранении текущих условий (цены на сырье, тарифы на логистику, реализация программы государственной поддержки производителей и др.), рост экспорта составит не менее 5-6% в год в абсолютном выражении», — рассказал «» представитель ассоциации. По его словам, в краткосрочной перспективе Россия имеет хорошие шансы стать крупнейшим поставщиком шоколада и шоколадных кондитерских изделий на рынок КНР, опередив Италию, а также войти в пятерку лидеров экспорта во Вьетнам.

Однако сегодня многие страны в той или иной форме пытаются защитить свои рынки от продукции из третьих стран, особенно если речь идет о продукции с высокой добавленной стоимостью, продолжает представитель АСКОНД. Так, в 2021 году новые правила для доступа композитной (в том числе кондитерской) продукции ввели государства Евросоюза. Несмотря на подготовительные мероприятия, которые в ассоциации отрабатывали с предприятиями почти год, полностью адаптироваться к новым правилам отрасль не смогла из-за отсутствия аттестованных для Евросоюза российских поставщиков молочного сырья. Также довольно жесткие ограничения в отношении кондитерской продукции эпизодически вводят белорусские контролирующие органы. «Иными словами, сложностей на внешних рынках у нас предостаточно, и мы плотно работаем с Минсельхозом, Минэкономразвития, другими заинтересованными органами и организациями для снятия возникающих барьеров», — говорит представитель АСКОНД.

Ранее представитель ассоциации рассказывал «», что росту поставок могут способствовать дальнейшая реализация госпрограммы поддержки экспорта, демпфирование скачков цен на сырье и упаковку с помощью рыночных инструментов регулирования и гарантии стабильных условий работы кондитерской отрасли без введения новых налоговых и неналоговых обременений. 

Однако есть факторы, которые могут сдержать поставки. Первый — увеличение стоимости сырья. Например, в первом квартале 2021 года отмечались более высокие темпы роста среднегодовых импортных цен на какао-бобы (+9,4% к первому кварталу 2020-го) и на какао-порошок (+14%). «Особую обеспокоенность кондитеров вызывает динамика цен на сахар. В августе 2021 года его стоимость для промышленных потребителей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась в 1,6 раза — с 31 руб./кг до 44 руб./кг», — рассказывал представитель ассоциации. Фиксируемый рост стоимости логистики и упаковки также может стать еще одной причиной для снижения темпов экспорта.

Россия является пятым крупнейшим производителем кондитерских изделий в мире, внутренний рынок этой продукции АСКОНД оценивает примерно в $10,4 млрд (восьмое место в мире).


Как правило, производители экспортируют те же товары, что и производят для внутреннего рынка, продолжает представитель АСКОНД. Различия могут быть в деталях — для учета вкусовых предпочтений жителей страны-импортера. Например, для некоторых регионов КНР выпускается продукция с пониженным содержанием сахара или продукция со вкусом «зеленого чая», которой в России нет. Некоторые виды кондитерских изделий в принципе изначально разрабатываются под требования и вкусовые предпочтения крупных импортеров.

Лидерами в экспорте кондитерской продукции являются «Нестле Рус», «Марс», «Мон’дэлис Русь», холдинг «Объединенные кондитеры» и «Ферреро Руссия». Компания «Марс» (Snickers, Mars, M&M’s, Twix, Dove, Orbit и др.) по итогам первых шести месяцев 2021-го отмечает рост объемов экспорта примерно на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Мон’дэлис Русь» (Alpen Gold, Milka, Picnic, печенье «Юбилейное», OREO, бисквит «Медвежонок Барни» и др.) в первом полугодии 2021-го нарастила объем экспорта шоколада на 4,6% в натуральном выражении и на 5,5% в денежном по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Холдинг «Объединенные кондитеры» («Красный октябрь», «Бабаевский», «РотФронт») отправляет свою продукцию в 45 стран, за первые шесть месяцев прирост экспорта составил 18%. Основные драйверы поставок — традиционно СНГ, Монголия, Китай, Германия и др. В последнее время холдинг отмечает тенденцию роста потребления сладостей, в том числе шоколада, и прогнозирует дальнейший рост поставок за рубеж. «Экспортные рынки оживают, снимаются ограничения, вызванные COVID-19, холдинг работает над расширением регионов сбыта. Увеличиваются экспортные поставки в страны ближнего Востока, а также в Латинскую Америку и другие страны», — говорит представитель компании.

Сейчас 20% продукции кондитерской фабрики Ferrero (Ferrero Rocher, Raffaello, Kinder и др.) во Владимирской области поставляется в 36 стран — это СНГ, страны Таможенного союза, Центральной Азии, а также Бразилия и ЕС. В первом квартале 2021-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем экспорта вырос на 20%. Среди факторов, способствующих увеличению поставок, компания отмечает успешный запуск и расширение географии продаж новинки Raffaello Maлина, увеличение доли экспорта в Бразилию, Беларусь, Грузию, а также страны Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан).

Загрузка...