Производство говядины от мясных пород КРС в России только зарождается, нужен десятикратный рост с нынешних плюс 1,5-3% в год, сказал в ходе конференции «Агроинвестора» Russian Meat & Feed Industry гендиректор Национального союза производителей говядины Роман Костюк. При этом он обратил внимание на то, что нужно изменить подход к производству говядины.
По его словам, необходимо, в первую очередь, перестать относиться к говядине как к ресурсу для обеспечения национальной продовольственной безопасности: большая часть продукции отрасли должна идти на экспорт, и лишь то мясо, которое по кулинарным свойствам соответствует нашим предпочтениям, стоит оставлять в России.
Взгляд на мясное скотоводство как попытку накормить страну приведет к тому, что оно не будет развиваться, считает Костюк. «Лет за 50 мы доползем до нормального уровня производства. Сейчас мы по объемам примерно сопоставимы с Австралией, но эта отдаленная от всех страна зарабатывает в год на мясе КРС $9 млрд, а мы — несчастных $30 млн», — добавил он.
По словам Костюка, срок окупаемости проектов в мясном скотоводстве — 8-12 лет. «Кто из частных инвесторов согласится на это (инвестирование в производство говядины — АИ) с такими сроками и нашими рисками? Нужно использовать мировой опыт: 80% поголовья коров мясных пород должны быть в руках малых фермеров», — говорит он. Мясное скотоводство должно стать «социальным лифтом», дать возможность закупить КРС и зарабатывать на нем.Так, по словам Костюка, одна семья со 160 коровами может в год получать до 8 млн руб. выручки, из них 1,5-2 млн руб. могут выделить на свою жизнь, так как фермеры живут с оборота, а не считают прибыль.
Фактически главная нерешенная проблема отрасли не только в России, но и на всем континенте — это неуправляемость и нелогичность рынка торговли скотом, отметил Костюк. «Тут даже инвестор, который вкладывает деньги в хороший генетический материал, обзванивает тысячи человек с вопросом: “Не нужны ли тебе мои коровы?”. Также нет критериев хорошо/плохо, есть только один критерий — “хорошая корова, точно говорю”.
Поэтому и растет желание купить дешевле, что ведет к деградации в отрасли», — подчеркнул Костюк, отметив, что подходы в работе нужно менять. «Рынок мясного скотоводства на континенте будет бесконечным дефицитом в ближайшие 20 лет, а инвестиции крайне тяжелые, все применяемые нас сегодня модели в отрасли плохо работают, шансов на рост нет, падение гарантированное, необходимо менять все экономические подходы», — заключил Костюк.