После вступления в силу Меморандума о противодействии нарушению весогабаритных норм при автоперевозках сельхозпродукции, который разработала Ассоциация добросовестных участников рынка АПК, начался рост тарифов. Так, по словам руководителя аналитического центра «Русагротранса» Игоря Павенского, с начала сентября они увеличились на 25-35% относительно аналогичного периода прошлого года. Например, доставка зерна из Воронежской области в порты Азовского моря подорожала с 2 тыс. руб./т до 2,45 тыс. руб./т, перевозка из Краснодарского края на расстояние 200 км — с 900 руб./т до 1,2 тыс. руб./т, из Ставропольского края на 350 км — с 1,4 тыс. руб./т до 1,7 тыс. руб./т, рассказал он «Ведомостям». Представитель Минтранса сообщил изданию, что тарифы на перевозку повышались в основном в регионах Юга — на 10-15% относительно первой декады сентября.
Опрошенные «Агроинвестором» сельхозпроизводители подтверждают, что перевозки стали дороже, причем повышение тарифов сказывается именно на них, а не на других участниках рынка. «Тарифы на перевозку зерна выросли на 10-15%, и эту цену заплатили именно мы как сельхозпроизводители, а не трейдеры. Для нас это достаточно существенный рост, — прокомментировал директор ГК «Светлый» (Ростовская область) Николай Гончаров. — В дальнейшем, полагаем, тарифы на перевозку автотранспортом могут еще вырасти, но не более, чем на 5%: сейчас перевозчиков очень много, а урожай существенно ниже, чем в прошлом году».
Председатель правления колхоза «Красная звезда» (Тверская область) Владимир Чистяков говорит, что покупатели сами оплачивают доставку продукции предприятия, но при этом рост тарифов на перевозку они всегда закладывают в закупочные цены, уменьшая их. «В итоге страдают аграрии, так как приходится продавать зерно по более низким ценам, иначе у нас его просто не будут покупать», — сетует он.
Руководитель службы производственной логистики «Агрокомплекса» им. Н. И. Ткачева Иван Лукашев тоже говорит, что в этих условиях стоимость перевозок сельхозпродукции компании сторонним транспортом возрастет. «Однако не могу не признать, что эта мера объективна, так как перевозчики будут перевозить меньший груз за один рейс и, соответственно, меньше зарабатывать, так как мы им платим по тарифу руб./т/км», — говорит он. По его оценке, расходы на перевозку ориентировочно вырастут на 30%.
В концерне «Покровский» (Краснодарский край) зерно, как правило, забирают трейдеры, так что расходы на логистику ложатся на них. Однако компания пользуется услугами наемного автотранспорта на уборке урожая, а также на доставке зерна в порты, когда работает с покупателями напрямую. «Меморандум вступил в силу относительно недавно, и это событие сразу же отразилось на тарифах перевозок, — говорит управляющий агробизнесом концерна Станислав Кашуба. — В среднем они увеличились примерно на 15%, в зависимости от направления и вида перевозимого груза рост может достигать и 20%».
Меморандум о противодействии нарушению весогабаритных норм при автоперевозках сельхозпродукции вступил в силу 15 сентября. Согласно этому документу, экспортеры зерна и масличных, владельцы терминалов и элеваторов договорились не принимать и не использовать автотранспорт с превышением весогабаритных норм более чем на 2%. К меморандуму уже присоединились 61 грузоотправитель, 34 перевозчика, 200 элеваторов, 25 агрохолдингов и др. Предполагается, что новые правила позволят обелить рынок и станут предпосылкой для его цифровизации.
Оренбургская «Елань» к моменту вступления в силу Меморандума уже закончила уборку и транспортировку зерна, сейчас продолжается обмолот подсолнечника. «Безусловно, заключение Меморандума повлечет рост тарифов на автоперевозки. Раньше большинство машин шли либо загруженными на грани перегруза, либо уже с перегрузом. Сейчас затраты на горючее, зарплату водителям, амортизацию возрастут, поскольку потребуется больше машин, соответственно, увеличатся и тарифы», — рассуждает гендиректор компании Алексей Орлов. С элеватора «Елани» зерно увозится покупателем за его счет, а вот для вывоза зерна из хозяйств компания нанимает транспорт, уточняет он.
Орлов признает, что проблема перегруза автотранспорта при перевозке сельхозпродукции существует. «После вступления в силу Меморандума, по нашим наблюдением, перегрузы действительно уменьшились. Так что, эту меру я считаю правильной, — говорит руководитель. — А вот насколько она будет эффективной, покажем время: любой закон можно обойти, например, сделав двойную документацию».
Гончаров тоже считает проблему перегрузов при перевозке зерна серьезной — из-за этого, в частности, портятся дороги. «Но вот насколько Меморандум является действенным способом борьбы с перегрузом — это вопрос. На мой взгляд, гораздо эффективнее было бы осуществлять контроль веса на трассе», — думает он. Станислав Кашуба обращает внимание, что перегруженный автотранспорт — это угроза жизни и здоровью участников дорожного движения. «С другой стороны, перегруз порождает нездоровую конкуренцию между добросовестными и недобросовестными перевозчиками, — считает он. — На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что из-за отказа от перегруза выросли не только тарифы, но и цены на перевозимую продукцию».
Раньше многие компании превышали допустимый вес транспорта в два-три раза, таким образом некоторые трейдеры экономили на логистике. Это приводило к занижению тарифов, которые около 10 лет почти не повышались, несмотря на постоянный рост издержек перевозчиков, рассказал «Ведомостям» президент ассоциации «Грузавтотранс» (объединяет автоперевозчиков) Владимир Матягин. Сейчас те, кто раньше работал с нарушениями и получал необоснованную дополнительную прибыль, уже не могут возить по прежним тарифам и повышают цены, а добросовестные участники рынка перевозок могут не занижать тарифы, что приходилось делать из-за высокой конкуренции с нарушителями. По оценке Матягина, тарифы должны вырасти на 70-100%, тогда цена будет справедливой.