Россия впервые войдет в десятку крупнейших экспортеров сахара

В этом сезоне российские предприятия поставили за рубеж почти 1,3 млн тонн сахара

Центр отраслевой экспертизы Россельхозбанка считает сахар одним из драйверов роста агроэкспорта
Центр отраслевой экспертизы Россельхозбанка считает сахар одним из драйверов роста агроэкспорта

В сезоне-2019/20 Россия вывезет почти 1,8 млн т сахара (здесь и далее в этом абзаце — в сырцовом эквиваленте; коэффициент пересчета в белый сахар — 0,92%) и займет седьмое место в мире по его экспорту, сообщает РБК со ссылкой на презентацию Международной организации по сахару. Наша страна опередит Кубу (1 млн т) и Евросоюз (1,1 млн т), лидером в этом году станет Бразилия (24 млн т). До сих пор Россия ни разу не входила в число крупнейших экспортеров: в сезоне-2018/19 она была лишь во второй десятке.

и подтвердил РБК, что в предыдущем сезоне (с начала августа по конец июля) российские предприятия поставили за рубеж 277 тыс. т сахара, в этом, согласно последним данным на июль, — уже почти 1,3 млн т. По информации Института конъюнктуры аграрного рынка (), в сезоне-2019/20 Россия обновит свой рекорд нетто-экспорта (экспорт за вычетом импорта, в основном из Беларуси) — он составит около 1,2 млн т. С октября прошлого года нетто-экспорт сахара держится на уровне более 50 тыс. т в месяц. В апреле вывоз превысил 150 тыс. т. Центр отраслевой экспертизы Россельхозбанка называет сахар одним из драйверов роста агроэкспорта. Так, за первые шесть месяцев 2020 года поставки сахара за рубеж выросли в 17 раз — с $13 млн до $218 млн.

Ведущий эксперт Евгений Иванов говорит, что Россия может повторить рекорд экспорта сахара в случае его существенного перепроизводства. Например, как было в 2019/20 году — около 2 млн т оказались лишними. Однако в 2020/21 году производство ожидается на уровне потребления (около 6 млн т), и вывоз сохранится за счет еще остающихся запасов последних пяти лет.

Нарастить объемы отгрузок сахара будет крайне сложно, если не заняться решением старых проблем, продолжает Иванов. Основная из них — неразвитая логистика морского экспорта. «На Черном и Балтийском морях в России нет подходящей инфраструктуры для экспорта контейнерами. Даже если есть товар, и не только сахар, вывезти его контейнерами очень сложно, дорого, а пропускная способность [портов] невелика. То есть дешево и миллионами тонн вывозить свою продукцию Россия пока не в состоянии», — прокомментировал он «».

У каждой страны-импортера есть свои требования к ввозимому товару: где-то требуется особая сертификация, маркировка, где-то — информация на государственном языке и др. «То есть нужно проделать тяжелую и долгую работу, чтобы выйти в другую страну», — добавляет Иванов. Сейчас самый емкий и перспективный рынок — это  Китай: он является одним из крупнейших в мире импортеров сахара, но в стране действует тарифная квота на ввоз в размере около 2 млн т. Однако России в этой квоте пока нет.

По словам Иванова, попасть в нее можно, но тут должны действовать и другие ведомства, которые давно ведут работу в этом направлении. «И если это дело сдвинется с мертвой точки, мы сможем расширить объемы и географию экспорта», — говорит Иванов. Кроме того, перевозить сахар в Китай можно железной дорогой, самый удобный путь — через Хоргос (Казахстан) на Урумчи. У такого способа отправки есть важные преимущества — скорость и стоимость доставки грузов, заключает он.

Производство твердого свекловичного сахара в объемах, значительно превосходящих внутренний спрос, вынуждают российских производителей искать новые рынки сбыта, утверждают аналитики банка, считает руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов. ранее признавал, что в условиях перепроизводства нужно стимулировать экспорт сахара как в страны ЕАЭС, так и на другие зарубежные рынки. В апреле премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, разрешившее производителям сахара заключать соглашения для совместного экспорта за пределы стран ЕАЭС, чтобы компании смогли формировать крупные партии и оптимизировать логистические затраты. 

Загрузка...