Приоритетное право на получение льготных инвесткредитов в агросекторе будет предоставляться участникам национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости». По словам премьер-министра Михаила Мишустина, это позволит повысить эффективность агробизнеса, увеличить темпы производства и обеспечить продовольственную безопасность страны, сообщается на сайте правительства.
Компании, которые являются участниками проекта «Производительность труда и поддержка занятости», успешно работают над повышением своей эффективности, снижают издержки, а значит, могут в перспективе увеличивать зарплаты своим сотрудникам. Они создают новые рабочие места и повышают конкурентоспособность российской сельхозпродукции, отметил Мишустин.
Рост производительности труда и поддержка занятости — факторы, которые трудно совместить: либо производительность повышается, в результате чего штат сотрудников сокращается, либо компания поддерживает занятость, что может тормозить рост производительности, говорит гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. «В сельском хозяйстве совместить эти условия возможно, но это дополнительное обременение на бизнес. Получается, компаниям нужно изыскать возможность не сократить штат при росте производительности труда», — прокомментировал «Агроинвестору» Рылько.
По его словам, изменение правил предоставления инвесткредитов может обеспечить преимущества крупным холдингам, у которых больше возможностей для выполнения критериев нацпроекта. «Надеемся, что это только один из критериев предоставления господдержки, и у малых и средних компаний доступ к субсидированным инвесткредитам остается», — добавляет он.
Правила отбора проектов для получения льготного финансирования по программам поддержки АПК предполагают возможность доступа к льготным средствам широкого перечня компаний. Обозначенное уточнение критериев отбора, вероятно, будет дополнением к существующим правилам, которые позволяют в первую очередь предоставлять льготы компаниям из отраслей, которые регионы считают приоритетными, а также имеющих экспортную направленность, рассказал «Агроинвестору» начальник Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко. «Повышение эффективности производства является неотъемлемой частью улучшения конкурентоспособности российской продукции на мировом и внутреннем рынках», — отмечает она.
«Поддержка занятости — это хорошая мера, но много ли сельхозорганизаций являются участниками проекта и есть ли они там вообще?», — задается вопросом директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда. Как и Дмитрий Рылько, она считает, что поддержка занятости и рост производительности — взаимоисключающие факторы. Конечно, при обосновании субсидированных кредитов предприниматели указывают, что будет создано определенное количество новых рабочих мест. Только при этом не упоминается, что в совокупности на предприятии число работников сократится, говорит Шагайда. Вопрос занятости актуален не для сельскохозяйственных предприятий, где уже много лет это сокращение стабильно и объяснимо из-за модернизации производства и повышения производительности труда. Вопрос занятости чрезвычайно важен для сельской территории.
Сейчас, если смотреть на исследования Росстата трудовой занятости, видно, что сельские жители работают в разных отраслях — на обрабатывающих и электроэнергетических предприятиях, в сфере услуг и др., но все меньше в сельском хозяйстве. И эти места несельскохозяйственной занятости находятся не в селах. «Сельские жители в трудоспособном возрасте вынуждены уезжать из сел и искать работу. Мы ведь даже не знаем, сколько людей постоянно проживает на сельских территориях, а не наведываются по месту прописки раз в год в отпуск», — добавляет Шагайда.
Если посмотреть на цель проекта по поддержке занятости и повышению производительности труда, то возникает много вопросов, как это применить к сельскому хозяйству, рассуждает она. Так, целью является обеспечение к 2024 году темпов роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5% в год. К подавляющему числу сельхозорганизаций этот проект не относится: более 80% из них — субъекты малого предпринимательства.
Кроме того, в рамках проекта предусмотрены адресные меры: формирование системы методической и организационной поддержки повышения производительности труда и тому подобное. «Если это предполагает приглашение консультантов, как это было на отдельных и единичных промышленных производствах, то где эти консультанты для сельского хозяйства?», — продолжает Шагайда. Также предполагается переобучение персонала. Учиться, безусловно, всегда полезно, но в целом неясно, как это глобально может изменить ситуацию с занятостью, если ориентироваться на ограниченный круг предприятий и на сельскохозяйственную деятельность, заключила она.
Сейчас участниками национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» являются 1,55 тыс. компаний, 123 из них работают в сфере сельского и лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства. По данным сайта проекта, в топ участников входят: «Окское» (самый крупный производитель пищевого куриного яйца в Рязанской области), «Продо птицефабрика Пермская» (специализируется на производстве мяса бройлера и субпродуктов), птицефабрики «Пышминская», «Боровская» (производство яиц), «Челны-Бройлер», тепличный комбинат «Елецкие овощи» и др.