Экспорт мяса может вырасти до $1 млрд

В прошлом году отгрузки превысили 326 тысяч тонн на $850 млн

Китай открыл рынок для российской говядины
Китай открыл рынок для российской говядины

В этом году Россия может увеличить экспорт мяса примерно до $1 млрд в денежном выражении. Такой прогноз «» озвучил глава () Сергей Юшин. В физическом выражении при благоприятном раскладе поставки могут вырасти до 400 тыс. т. В 2019-м, по предварительным оценкам , за рубеж было отправлено 326,5 тыс. т мясной животноводческой продукции, включая субпродукты и живых животных, на $850 млн. По сравнению с 2018-м объем экспорта прибавил 36 тыс. т.

В целом вывоз продукции АПК в прошлом году, по предварительной оценке Минсельхоза, превысил $25 млрд, сказал замминистра сельского хозяйства Сергей Левин в кулуарах выставки «Зеленая неделя» в Берлине, сообщает «Интерфакс». В 2018 году агроэкспорт составил $25,8 млрд. Левин отметил, что наблюдается тенденция к изменению структуры экспорта: несмотря на то, что зерно остается основным товаром, существенно выросли поставки масличных, мясной и молочной продукции, рыбы и морепродуктов.

2019 год в целом стал успешным для мясной отрасли в плане экспорта, хотя он начался со снижения поставок, прежде всего, птицы, напоминает Юшин.«Это было связано с тем, что к началу года на российском рынке сформировались достаточно высокие цены на фоне закрытия в стране нескольких крупных предприятий. Кроме того, из-за вспышек гриппа птиц в ряде областей Казахстан запретил ввоз мяса птицы и даже транзит в другие страны Центральной Азии из некоторых регионов России, — рассказывает он. — Под запрет попали и достаточно крупные предприятия, в том числе группа . В итоге мы потеряли несколько тысяч тонн ежемесячных отгрузок в начале года». Однако поскольку в конце 2018-го был подписан протокол о взаимных поставках мяса птицы между Россией и Китаем, начиная с апреля, когда российская продукция впервые появилась на китайском рынке, ежемесячно вывоз стал увеличиваться в геометрической прогрессии. «В итоге экспорт мяса птицы мы не провалили», — отметил Юшин.

Развитию внешних продаж мяса в этом году будет способствовать открытие Вьетнама для поставок российской свинины в конце 2019-го, расширение списка аттестованных предприятий для продажи мяса птицы в Китай и допущенной на рынок номенклатуры товаров, а также открытие ряда других рынков, продолжает глава . Кроме того, отрасль надеется, что в будущем будут согласованы поставки свинины в Китай. Кроме того, 17 января сообщил, что Россия получила право на экспорт говядины в КНР — было аттестовано два предприятия. Правда, на начальном этапе объемы продаж будут относительно небольшими — 10-15 тыс. т, предполагает Юшин.

Способствовать увеличению экспорта будет и формирование на российском рынке низких цен на мясо птицы и свинину, что повышает конкурентоспособность и необходимость вывоза за рубеж любых дополнительных объемов, говорит он. «Еще один фактор для увеличения внешних продаж — ожидаемое оживление выпуска мяса птицы и увеличение производства баранины. Экспортеры почувствовали «вкус» бизнеса по экспорту баранины, спрос на это мясо со стороны стран Персидского залива, Ближнего Востока и Центральной Азии достаточно высокий», — отмечает Юшин.

Гендиректор Юрий Ковалев рассчитывает, что в этом году экспорт свинины увеличится минимум на 10-15%. По итогам 2019-го прирост составил около 13%, оценочно, достигнув почти 100 тыс. т. «Открываются новые рынки в Азии, растут поставки на традиционны рынки, в частности, в ту же Беларусь», — уточняет он. В декабре на конференции «Агроинвестора» «Агрохолдинги России» Ковалев говорил, что выход на внешние рынки — самый серьезный вызов для свиноводов. «Сложилась парадоксальная ситуация, что, произведя 4 млн т свинины, мы практически сравнялись с Бразилией и занимаем пятое место в мире по этому показателю, но при этом никак не можем прорваться на основные экспортные рынки, где на сегодняшний день свинина — это главный приоритет», — сетовал он. Из-за распространения африканской чумы свиней (АЧС) в Китае, Вьетнаме и других странах Азии там сложился огромный дефицит животного белка, прежде всего, свинины, чем успешно пользуются мировые экспортеры этого вида мяса. Ковалев уверен, что в этой ситуации у России есть стратегический шанс попасть в их число, получив доступ на азиатский рынок.

Ранее в интервью «Российской газете» глава Россельхознадзора Сергей Данкверт назвал мясо в тройке товаров-лидеров российского агроэкспорта. «В ближайшее время вакцина от АЧС вряд ли будет изобретена, поэтому ситуация на мировом рынке мяса изменится кардинально. Россия, безусловно, может нарастить экспорт своего мяса в Юго-Восточную Азию, в том числе в Китай», — сказал он.

При этом препятствовать экспорту мяса в этом году будет серьезное укрепление рубля, особенно на фоне того, что валюты ряда стран-конкурентов, в частности, Бразилии, Аргентины, Украины за последние годы ослабли, что автоматически повышает конкурентоспособность их продукции, продолжает Юшин. «Также на наш экспорт будет давить подписание торгового соглашения между США и Китаем, которое предполагает существенное снижение пошлин на ввоз американского мяса птицы и свинины и, соответственно, увеличение поставок», — считает он. Кроме того, результаты 2020 года будут зависеть от того, насколько активнее мы станем работать на рынке стран Африки и Персидского Залива, которые уже открыты для российских поставок, однако в этих регионах серьезную конкуренцию по мясу птицы нам составляют Бразилия, Украина, США, а также некоторые государства ЕС, добавляет глава .

Исполнительный директор компании Константин Корнеев на конференции «Агрохолдинги России» обратил внимание, что для развития внешних продаж российским компаниям стоит унифицировать стандарты продукции. «Сейчас наш экспорт в сегменте commodities молодой, наша продукция качественная и хорошая, но не унифицированная: нельзя собрать большую партию от разных производителей, — пояснил он. — Если вы захотите купить американский куриный окорочок, вы можете собрать крупную партию стандартной продукции от разных компаний».

В целом, по мнению Юшина, экспорт мяса развивается, производители понимают, что выход на международные рынки важен для поддержания рентабельности бизнеса. «Компании учатся производить продукцию под требования конкретных рынков, у нас все активнее работают трейдеры, которые помогают предприятиям лучше понимать особенности отдельных стран-покупателей», — заключает он.  

Загрузка...