В этом году Россия может увеличить экспорт мяса примерно до $1 млрд в денежном выражении. Такой прогноз «Агроинвестору» озвучил глава Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин. В физическом выражении при благоприятном раскладе поставки могут вырасти до 400 тыс. т. В 2019-м, по предварительным оценкам НМА, за рубеж было отправлено 326,5 тыс. т мясной животноводческой продукции, включая субпродукты и живых животных, на $850 млн. По сравнению с 2018-м объем экспорта прибавил 36 тыс. т.
В целом вывоз продукции АПК в прошлом году, по предварительной оценке Минсельхоза, превысил $25 млрд, сказал замминистра сельского хозяйства Сергей Левин в кулуарах выставки «Зеленая неделя» в Берлине, сообщает «Интерфакс». В 2018 году агроэкспорт составил $25,8 млрд. Левин отметил, что наблюдается тенденция к изменению структуры экспорта: несмотря на то, что зерно остается основным товаром, существенно выросли поставки масличных, мясной и молочной продукции, рыбы и морепродуктов.
2019 год в целом стал успешным для мясной отрасли в плане экспорта, хотя он начался со снижения поставок, прежде всего, птицы, напоминает Юшин.«Это было связано с тем, что к началу года на российском рынке сформировались достаточно высокие цены на фоне закрытия в стране нескольких крупных предприятий. Кроме того, из-за вспышек гриппа птиц в ряде областей Казахстан запретил ввоз мяса птицы и даже транзит в другие страны Центральной Азии из некоторых регионов России, — рассказывает он. — Под запрет попали и достаточно крупные предприятия, в том числе группа «Ресурс». В итоге мы потеряли несколько тысяч тонн ежемесячных отгрузок в начале года». Однако поскольку в конце 2018-го был подписан протокол о взаимных поставках мяса птицы между Россией и Китаем, начиная с апреля, когда российская продукция впервые появилась на китайском рынке, ежемесячно вывоз стал увеличиваться в геометрической прогрессии. «В итоге экспорт мяса птицы мы не провалили», — отметил Юшин.
Развитию внешних продаж мяса в этом году будет способствовать открытие Вьетнама для поставок российской свинины в конце 2019-го, расширение списка аттестованных предприятий для продажи мяса птицы в Китай и допущенной на рынок номенклатуры товаров, а также открытие ряда других рынков, продолжает глава НМА. Кроме того, отрасль надеется, что в будущем будут согласованы поставки свинины в Китай. Кроме того, 17 января Россельхознадзор сообщил, что Россия получила право на экспорт говядины в КНР — было аттестовано два предприятия. Правда, на начальном этапе объемы продаж будут относительно небольшими — 10-15 тыс. т, предполагает Юшин.
Способствовать увеличению экспорта будет и формирование на российском рынке низких цен на мясо птицы и свинину, что повышает конкурентоспособность и необходимость вывоза за рубеж любых дополнительных объемов, говорит он. «Еще один фактор для увеличения внешних продаж — ожидаемое оживление выпуска мяса птицы и увеличение производства баранины. Экспортеры почувствовали «вкус» бизнеса по экспорту баранины, спрос на это мясо со стороны стран Персидского залива, Ближнего Востока и Центральной Азии достаточно высокий», — отмечает Юшин.
Гендиректор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев рассчитывает, что в этом году экспорт свинины увеличится минимум на 10-15%. По итогам 2019-го прирост составил около 13%, оценочно, достигнув почти 100 тыс. т. «Открываются новые рынки в Азии, растут поставки на традиционны рынки, в частности, в ту же Беларусь», — уточняет он. В декабре на конференции «Агроинвестора» «Агрохолдинги России» Ковалев говорил, что выход на внешние рынки — самый серьезный вызов для свиноводов. «Сложилась парадоксальная ситуация, что, произведя 4 млн т свинины, мы практически сравнялись с Бразилией и занимаем пятое место в мире по этому показателю, но при этом никак не можем прорваться на основные экспортные рынки, где на сегодняшний день свинина — это главный приоритет», — сетовал он. Из-за распространения африканской чумы свиней (АЧС) в Китае, Вьетнаме и других странах Азии там сложился огромный дефицит животного белка, прежде всего, свинины, чем успешно пользуются мировые экспортеры этого вида мяса. Ковалев уверен, что в этой ситуации у России есть стратегический шанс попасть в их число, получив доступ на азиатский рынок.
Ранее в интервью «Российской газете» глава Россельхознадзора Сергей Данкверт назвал мясо в тройке товаров-лидеров российского агроэкспорта. «В ближайшее время вакцина от АЧС вряд ли будет изобретена, поэтому ситуация на мировом рынке мяса изменится кардинально. Россия, безусловно, может нарастить экспорт своего мяса в Юго-Восточную Азию, в том числе в Китай», — сказал он.
При этом препятствовать экспорту мяса в этом году будет серьезное укрепление рубля, особенно на фоне того, что валюты ряда стран-конкурентов, в частности, Бразилии, Аргентины, Украины за последние годы ослабли, что автоматически повышает конкурентоспособность их продукции, продолжает Юшин. «Также на наш экспорт будет давить подписание торгового соглашения между США и Китаем, которое предполагает существенное снижение пошлин на ввоз американского мяса птицы и свинины и, соответственно, увеличение поставок», — считает он. Кроме того, результаты 2020 года будут зависеть от того, насколько активнее мы станем работать на рынке стран Африки и Персидского Залива, которые уже открыты для российских поставок, однако в этих регионах серьезную конкуренцию по мясу птицы нам составляют Бразилия, Украина, США, а также некоторые государства ЕС, добавляет глава НМА.
Исполнительный директор компании «Ринкон менеджмент» Константин Корнеев на конференции «Агрохолдинги России» обратил внимание, что для развития внешних продаж российским компаниям стоит унифицировать стандарты продукции. «Сейчас наш экспорт в сегменте commodities молодой, наша продукция качественная и хорошая, но не унифицированная: нельзя собрать большую партию от разных производителей, — пояснил он. — Если вы захотите купить американский куриный окорочок, вы можете собрать крупную партию стандартной продукции от разных компаний».
В целом, по мнению Юшина, экспорт мяса развивается, производители понимают, что выход на международные рынки важен для поддержания рентабельности бизнеса. «Компании учатся производить продукцию под требования конкретных рынков, у нас все активнее работают трейдеры, которые помогают предприятиям лучше понимать особенности отдельных стран-покупателей», — заключает он.