Россия войдет в тройку крупнейших в Европе производителей грибов

В ближайшие два года производство культивируемых грибов в стране превысит 100 тысяч тонн

Насыщение рынка шампиньонов происходит быстрее, чем растут объемы потребления
Насыщение рынка шампиньонов происходит быстрее, чем растут объемы потребления

Компания «Воронежский шампиньон» запустила грибной комплекс в Новоусманском районе Воронежской области. Как сообщает информационная служба правительства региона, предприятие будет производить 12 тыс. т шампиньонов в год. Урожай планируют продавать как внутри области, так и в других регионах Центрального федерального округа. На комплексе реализована современная голландская технология, которая позволяет получать до 35 кг грибов с одного квадратного метра субстрата. Компания инвестировала в строительство 2,5 млрд руб. Выход на полную проектную мощность запланирован до конца 2019 года. Аналогичный комплекс компания построила в этом году в Краснодарском крае, его создание обошлось в 2,2 млрд руб., проектная мощность — 10 тыс. т шампиньонов в год.

«После запуска второго комплекса “Воронежский шампиньон” стал крупнейшим производителем шампиньонов в России», — рассказал «» главный редактор журнала «Школа грибоводства» Александр Хренов. По его данным, сейчас в состоянии запуска находятся еще три комплекса: «Выборжец» в Ленинградской области, «Грибная компания» в Пензенской области и «Мастер Гриб» в Калужской области. Каждый из них рассчитан на производство 10 тыс. т шампиньонов в год. «После выхода всех новых комплексов на производственные мощности объем сбора грибов в России выйдет 120 тыс. т в год, и мы станем третьей страной в Европе после Польши и Голландии по выращиванию грибов», — прогнозирует эксперт.

Гендиректор компании «Агриконсалт» Андрей Голохвастов говорит, что сейчас в секторе заявлено около 20 проектов, из них семь — с высокой вероятностью реализации. Их совокупная мощность составляет 51,5 тыс. т. «Учитывая это, в 2020—2021 годах мощности российских производителей шампиньонов могут превысить 100 тыс. т», — считает он.

В прошлом году валовой сбор грибов на российских предприятиях составил 24,5 тыс. т. Это на 58% больше, чем в 2017-м, следует из данных . В первом полугодии 2019-го производство культивируемых грибов увеличилось на 45%, оценивала ранее «Школа грибоводства». По данным Голохвастова, объем потребления свежих шампиньонов в России находится на уровне 56,7 тыс. т.

По мнению гендиректора компании Тамары Решетниковой, импортозамещение и рост потребления создают благоприятные условия для отечественных производителей. Потребитель от этого выиграет, так как срок доставки напрямую влияет на качество грибов. Кроме того, выход новых крупных комплексов на проектную мощность в 2019—2020 годах будет способствовать формированию более сбалансированной ценовой политики, что в среднесрочной перспективе может снизить стоимость грибов на 15-20%, добавляет Голохвастов.

С учетом роста внутреннего потребления и спроса со стороны HoReCa на замороженные и консервированные шампиньоны Голохвастов оценивает емкость российского рынка свежих шампиньонов в 170-180 тыс. т. Однако в условиях растущей конкуренции преимущество на рынке получат те компании, которые сумеют наладить высокотехнологичное производство и выйти на рынок в ближайшие один-два года, при этом они должны иметь минимальную себестоимость продукции, обращает внимание эксперт.

«Действительно, за последний год рынок заметно уплотнился. Потребление грибов растет и его резервы не исчерпаны, потому что в Европе объемы потребления выше, чем у нас», — говорит директор компании «Южный гриб» Максим Третьяков. Раньше она занималась дистрибуцией культивируемых грибов, но в мае этого года приобрела грибной комплекс в Ленинградской области, оценив перспективы импортозамещения. Сейчас мощность предприятия составляет 850 т шампиньонов в год, в 2020-м объемы производства планируется удвоить, инвестиции составят 80 млн руб.

«Насыщение рынка происходит быстрее, чем растут объемы потребления. Чтобы выдержать конкуренцию, приходится оптимизировать производство, повышать качество товара, снижать себестоимость. Это возможно только за счет применения современных технологий», — подтверждает Третьяков.

«Воронежский шампиньон» создан совладельцами производителя снеков «Мартин». По данным kartoteka.ru, 92% акций компании принадлежит ООО «Артенц», которой владеют Арутюн, Ашот и Гайк Бабояны и Айк Мгдесян. Все они имеют различные доли в компаниях, входящих в группу «Мартин», Мгдесян также является гендиректором ООО «Мартин». Проект грибного комплекса в Воронежской области был представлен еще в 2016 году, однако строительство отложили из-за сложностей с финансированием.

Загрузка...