По данным Росстата, к началу недели цены на яйца были лишь на 0,1% выше, чем неделей ранее, но при этом на 0,1% ниже, чем в марте и на 6,9% меньше уровня декабря 2018-го. Стоимость яиц перед Пасхой не повышается в течение последних двух-трех лет, тогда как раньше цены перед праздником резко увеличивались, прокомментировала «Агроинвестору» гендиректор Росптицесоюза Галина Бобылева. Коммерческий директор информационно-аналитического агентства ИМИТ Любовь Савкина добавляет, что стоимость яиц перед Пасхой не растет из-за высокой конкуренции в секторе.
Уже более двух лет на Пасху нет такого ажиотажа, какой бывал ранее, есть краткосрочное повышение спроса, подтверждает комментарий директор «Продо Птицефабрики Чикской» Юлия Исмайлова. «В этом году предпасхального всплеска цен практически не было. На сегодняшний день сложившийся уровень цен на яйцо компанию не устраивает, — отмечает она. — Многие птицефабрики модернизируются и наращивают свои производственные мощности, и тем самым создают профицит на яичном рынке. Плюс в Центральной части России и Поволжье появилось значительное предложение продукции из Казахстана и Белоруссии по низкой цене». По данным ФТС, импорт пищевых яиц в январе-феврале 2019 года составил 143,9 млн штук — на 5,7% больше, чем за аналогичный период годом ранее. В том числе из Беларуси был ввезено 106 млн штук, и Казахстана — 38 млн штук.
А вот тенденция снижения цен после Пасхи, по словам Бобылевой, сохраняется, так как до этого потребитель покупает значительно больше яиц, чем обычно. В предпасхальный период динамика продаж всегда положительная, спрос растет в среднем на 20%, оценивает Исмайлова. «Мы расписываем объемы и бронируем продукцию примерно за месяц до праздника. Пиковый период кратковременный, продолжительностью 10-14 дней до Пасхи. Потом спрос снижается, так как торговые сети уже заполнили свои полки», — рассказывает она. Кроме того, в весенне-летний период цены на яйцо снижаются в связи с тем, что в это время его сложнее хранить, чем в другие времена года, продолжает Бобылева. Колебание цен также происходит во время отпускных и праздничных периодов, отмечает она. Спрос на яйца каждый год одинаковый, влияние на него оказывает сезонный фактор, вторит ей Савкина.
Производства яйца в первом квартале этого года снизилось на 0,6% по сравнению с январем-мартом 2018-го, составив 10,5 млрд штук, подсчитал Росстат. Причинами некоторого уменьшения производства, по словам Савкиной, стали грипп птиц и банкротство птицефабрик. «Падает производство не только яиц, но и мяса птицы. Если производство яиц в первом квартале 2019 года снизилось на 0,6%, то мяса птицы — на 2,1%», — подчеркивает она. Падение наблюдается именно на крупных промышленных предприятиях, которые не всегда выдерживают высокий уровень конкуренции на рынке, подчеркивает она. Тогда как в КФХ за первые три месяца 2019-го производство яйца выросло на 6,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
«Рынок яйца остается стабильным уже многие годы и, учитывая складывающиеся цены на рынке, — не совсем благоприятные для компаний — прироста производства за первый квартал текущего года и не планировалось», — уточняет Бобылева. Тем не менее по итогам года Росптицесоюз ожидает небольшого — на уровне 0,9% — увеличения выпуска, объем может составить 42,3 млрд штук.
В 2018 году объем валового производства яйца у «Продо Птицефабрики Чикской» составил 311 млн штук, что на 2,4 млн больше, чем в 2017-м. План на 2019 год — 299,3 млн штук, рассказывает Исмайлова. «Основной фактор, который сказывается на объеме производства яйца, — спрос на продукцию. Также на рыночную ситуацию влияют достаточно высокая конкуренция, обусловленная профицитом предложения, сезонность спроса, — перечисляет она. — Кроме того, серьезные факторы, влияющие на яичный бизнес сегодня, — дефицит персонала, износ оборудования и низкая инвестиционная привлекательность, нерегулируемый зерновой и сырьевой рынок, рост цен, отсутствие эффективной господдержки птицеводства».
Как результат — у предприятия нет долгосрочных планов увеличения объемов выпуска яйца. Однако есть планы по проведению полной модернизации птицефабрики для снижения себестоимости. На это потребуется пять-семь лет и не менее 1 млрд руб., добавляет Исмайлова. «Повышение рентабельности за счет цены — малоуправляемый процесс. Поэтому остается принимать меры по снижению производственных и коммерческих затрат, — поясняет она. — Для этого требуется модернизация давно работающих предприятий и оптимизация производственных процессов». В прошлом году рентабельность «Продо Птицефабрики Чикской» составила 3%. В первом квартале 2019-го — 13%, однако во втором-третьем кварталах возможны даже убытки, не исключает Исмайлова.
Птицефабрика «Синявинская», крупнейший в России производитель яиц, рассматривает вариант увеличения их выпуска с нынешних 1,35 млрд штук в год. Однако на рынке наблюдаются кризисные явления, потребительский спрос немного снижается, поэтому пока компания осторожно смотрит на потенциал роста. «Все будет зависеть от конечного потребления нашей продукции населением», — поясняет гендиректор компании Артур Холдоенко.
Тем не менее, но оценке Росптицесоюза, в следующие пять лет производство яйца будет расти, хотя и небольшими темпами, и к 2024-му достигнет 46,1 млрд штук.