Выручка топ-10 производителей продуктов питания снизилась на 5,7%

Лидерство по обороту сохранила группа PepsiCo

Около половины повседневных трат россиян приходится на продукты питания
Около половины повседневных трат россиян приходится на продукты питания

По подсчетам аналитической компании INFOLine, совокупная выручка 10 крупнейших российских производителей продуктов питания и напитков в 2017 году составила 990,5 млрд руб. против почти 1049,9 руб. в 2016-м. Таким образом, сокращение составило 59,4 млрд руб. или 5,7%, сообщает издание «Провэд». Cнижение продемонстрировали большинство компаний из первой десятки, в том числе оборот Nestle, второго производителя пищевых продуктов в стране, уменьшился на 12% до 124 млрд руб. (здесь и далее без НДС).

Тем не менее выручка лидера рейтинга — группы (бренды Pepsi, Lipton, «Чудо», «Агуша», «Домик в деревне», «Веселый молочник» и др.) — увеличилась на 6% до 188 млрд руб. При этом компания «Вимм-Билль-Данн», объединяющая молочные активы группы, по итогам прошлого года показала снижение выручки. По данным «СПАРК-Интерфакс», она сократилась на 0,5% до 95,5 млрд руб., причем негативная динамика наблюдалась впервые с момента покупки предприятия группой в 2011 году. На 3% до 115 млрд руб. выросла выручка группы (бренды «Простоквашино», «Активиа», «Тема», Actimel и др.), находящейся на третьей позиции списка крупнейших производителей. Четвертую и пятую строчки занимают группы «» и KDV с выручкой в 109 млрд руб., в течение года она увеличилась на 2% и 14%.

В то же время выручка компании Mars по итогам прошлого года сократилась на 16% до 103 млрд руб., в результате производитель потерял три позиции в рейтинге, сместившись на шестое место. Оборот компании «Балтика» уменьшился на 18% до 75 млрд руб., Coca-Cola — на 16% до 70 млрд руб., а «Объединенных кондитеров» - на 14% до 55 млрд руб. Выручка Mondelez International (Cadbury, Milka, Toblerone, Alpen Gold и др.), замыкающей топ-10 производителей пищевых продуктов, упала на 24% до 43 млрд руб.

Лидером по темпам прироста выручки в топ-10 стал производитель кондитерских изделий и снеков KDV (+14%). По мнению экспертов INFOLine, успех группы KDV связан с широким ассортиментом продукции в недорогих сегментах. На объемы реализованной продукции также положительно влияет наличие собственной торговой сети «Ярче!». Как отмечают аналитики INFOLine, это одна из наиболее быстро растущих сетей FMCG в России.

Динамика выручки ведущих компаний отражает маркетинговую политику производителя, его умение подстраиваться под предпочтение потребителя, а также учитывать внешние факторы, в том числе снижение реальной покупательской способности, отмечает исполнительный директор ассоциации «» Дмитрий Востриков. «Сегодня мы часто наблюдаем переход покупательного спроса от более дорогих к более дешевым товарам как внутри категорий, так и между ними. Если говорить о конкретных категориях, то снижение продаж, например шоколадных батончиков, которое мы видим в рейтинге, лишний раз подтверждает эту теорию», — сказал «» Востриков. Он пояснил, что так как данный вид продукции не относится к товарам первой необходимости, население экономит именно на нем, либо выбирая более дешевые аналоги — шоколадную плитку или леденцы. «Учитывая весьма скромные виды на урожай 2017/18 сельхозгода, увеличение налоговой и вненалоговой нагрузки на бизнес, а также динамику курса валют, провоцирующие рост себестоимости продукции, который зачастую не получается транслировать на полку, ситуация вряд ли улучшится в этом году», — добавил Востриков.

По данным исследований «Ромир», около половины повседневных трат россиян приходится на продукты питания. При этом средний чек в магазинах становится меньше. Так, согласно опросам исследовательского холдинга, в июне индекс среднего чека составил 513 руб., снизившись к июню прошлого года на 1,9%. В том числе в Москве уменьшение в годовом выражении составило 2,8%, в Санкт-Петербурге — 4,5%, в других городах с населением более 1 млн человек средний чек сократился на 2,9%, с население от 500 тыс. — на 1,2%. Наибольшее падение среднего чека зафиксировано в дискаунтерах — на 11,6%, в гипермаркетах и супермаркетах снижение составило 5,1% и 4,7%. При этом магазины традиционной торговли по сравнению с июнем прошлого года прибавили 0,4%. В 2017 году, по данным «Ромир», на продуктах питания экономили 39% жителей страны.

Загрузка...