Оборот розничной торговли продуктами питания в первом квартале уменьшился на 4,5% к аналогичному периоду 2015 года, а цены на продовольствие выросли на 2,3% к уровню декабря 2015-го, следует из доклада Росстата о социально-экономическом положении страны. Хотя потребители стали тратить на покупку товаров 58,8% доходов, что на 0,4% меньше, чем годом ранее, покупательская способность населения преимущественно продолжила снижаться. Средний денежный доход в марте составил 28,7 тыс. руб., а реальные располагаемые доходы по итогам первого квартала оказались на 3,9% меньше, чем год назад. Тем не менее, по сравнению с первым кварталом 2015-го более доступными стали куры, свинина, яйца, сахар, картофель, капуста, репчатый лук, морковь и крупы, следует из данных Росстата.
Если в первом квартале 2015-го покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения по курам (кроме окорочков) составляла 181,7 кг в месяц (то есть, средний доход позволял купить такой объем продукции), то сейчас показатель увеличился до 200,3 кг. По свинине результат оказался на уровне 99,9 кг — на 8 кг больше, чем в прошлом году. Зато говядины и баранины потребители могли бы купить на 0,8 кг и 0,5 кг меньше — 84,1 кг и 76,8 кг. Мясо и птица в первые три месяца этого года дешевели и по итогам квартала цены были в среднем на 0,4% ниже, чем в 2015-м.
Покупательская способность по яйцам увеличилась с 4009 до 4053 штук в месяц, хотя цены на них оказались на 2,5% выше, чем в первом квартале прошлого года. Также потребители могли приобрести почти на 22 кг сахара больше, чем годом ранее, — 483,2 кг. За январь-март этого года он подешевел на 1% относительно уровня 2015-го, хотя до недавнего времени цена росла. Крупы и бобовые в первом квартале подорожали на 4,8% на фоне увеличения спроса на более доступные виды продовольствия, тем не менее, покупательская способность по ним выросла с 613,8 кг до 616,1 кг, хотя, например, отдельно по рису показатель уменьшился на 7 кг до 387,7 кг.
Плодоовощная продукция стала в среднем на 2% дешевле, во многом повлияло сезонное снижение цен, которое началось раньше обычного. Кроме того, сказалось увеличение сбора картофеля и овощей в прошлом году, что позволило уменьшить объем более дорогого импорта. Так, например, в январе-феврале было ввезено всего около 7 тыс. т картофеля, что составило 16,2% от объемов поставок за аналогичный период прошлого года. В результате покупательская способность в этой категории продукции заметно выросла: по картофелю показатель поднялся с 776,5 кг до 1290,8 кг, по капусте — с 648,4 кг до 1039,1 кг, по луку — с 698,4 кг до 1035,5 кг. Чуть меньше увеличилась потенциальная возможность покупки моркови — с 610,8 кг до 786,2 кг.
Значительнее всего уменьшилась покупательская способность по подсолнечному маслу — с 287,3 кг до 242 кг. Оно же демонстрирует рекордный темп прироста цены — плюс 23,3% относительного первого квартала прошлого года. На втором месте вермишель: если год назад потребитель потенциально мог купить 431,8 кг, то в первом квартале 2016-го — только 405,1 кг. На 6,6 кг до 470 кг снизился показатель по питьевому молоку, на 9,7 кг до 159,1 кг — по мороженой рыбе. Макаронные изделия подорожали на 9,4%, молоко и молочная продукция — на 8,2%, рыба — на 11%.
При этом исследовательская компания Nielsen фиксирует самый низкий за 11 лет индекс потребительского доверия — 63 пункта, что на 11 пунктов ниже, чем в четвертом квартале 2015 года. В первой половине 2009-го индекс также существенно упал — со 104 до 75 пунктов — однако сейчас настроения российских потребителей мрачнее, чем тогда, делают вывод эксперты. Индекс складывается из оценки потребителями перспектив на рынке труда и уровня финансового благополучия в ближайшие 12 месяцев и готовности тратить деньги. В первом квартале экономили 76% потребителей против 71% в предыдущем, в том числе 52% переключались на более дешевые продукты питания.
На фоне роста цен и продолжения экономической рецессии в России растет популярность продукции под собственными торговыми марками (СТМ) ритейлеров, отмечает FAS USDA: во многих случаях покупатели отдают предпочтение товарам без бренда похожего качества, но по более привлекательным ценам. В среднем продукция под СТМ на 20-30% дешевле, чем выпускаемая производителями под своими марками, оценили эксперты московского бюро FAS USDA. Прежде товары под марками сетей конкурировали в нижнем ценовом сегменте, однако в последнее время с активным развитием среднего ценового диапазона и повышения качества ситуация начала меняться, так, стала появляться даже премиальная продукция СТМ. По данным Produce Marketing Association, в 2015 году доля собственных марок у крупнейших отечественных ритейлеров выросла до 15,4% от общего объема продаж, тогда как в 2014-м показатель был в районе 10-13%. В этом году прогнозируется увеличение до 20%.