Правительство РФ обещало поддержку российским МИС, которые, несмотря на финансовые трудности и отставание в техническом оснащении, продолжают формировать информационный банк, основанный на собственных независимых испытаниях. В поле зрения чиновников МИСы попали неспроста. В последнее время роль станций в улучшении качества поставляемой на поля сельхозтехники заметно возросла.
Председатель совета директоров Ассоциации испытателей сельскохозяйственной техники и технологий (АИСТ) Вадим Пронин считает движущей силой внимание Правительства к работе МИС и заинтересованность в результатах испытаний, проведенных за последние 2-3 года. Кроме того, наши крестьяне стали осваиваться в рыночных условиях, к ним пришло понимание того, что без качественного экспертного заключения невозможно вести доходный бизнес, не сомневается эксперт. А значит, перед покупкой техники сельхозпроизводитель должен убедиться в ее максимальной эффективности, подтвердив результаты независимыми испытаниями.
В подтверждение этому заместитель генерального директора по производству «Племзавода Пламя» (Ленинградская область) Игорь Кутейников добавляет, что субсидировать в России нужно только ту технику, которая прошла соответствующие испытания на зональных МИС и рекомендована к применению в данной области. Иначе бюджетные деньги будут выброшены на ветер.
Эксперты убеждены: настоящей проверкой качества машин можно считать лишь открытые сравнительные испытания, заказчиком которых выступает государство. Так, в 2012 году на базе пяти МИС в основных сельхозрегионах страны были проведены масштабные сравнительные испытания, инициированные Минпромторгом и Минсельхозом РФ.
В 2012 году после соответствующего поручения Правительства РФ был объявлен тендер, который выиграла ассоциация испытателей, поясняет Вадим Пронин. По его словам, в процессе испытаний сравнениям были подвергнуты более 100 образцов сельскохозяйственной техники. Последствие этого масштабного экзамена — тенденция к повышению качества сельхозтехники, уверен эксперт. Так, если в 2011 году машиноиспытательными станциями по зерноуборочным комбайнам было отмечено 89% отклонений, то в 2012 году — 80%, а в 2013 году — менее 50%. Похожая картина наблюдается и с тракторным парком: в 2011 году 76% машин не удовлетворяли потребителей по разным показателям, в 2012 году — 70%, в 2013 году — менее 50%.
По наблюдениям Пронина, многие компании с готовностью приняли этот вызов, а «Ростсельмаш» со своей стороны выразил готовность углубить сотрудничество не только за счет увеличения числа единиц тестируемой техники, но и согласился на проведение сравнительных испытаний с конкурентами. Поэтому в 2015 году подобная практика продолжится.
Результатом этих глобальных сравнительных тестирований, по словам Вадима Пронина, стал бесценный срез информации по качественным и экономическим характеристикам различных машин, который МИСы и аналитические центры в системе машиноиспытаний теперь смогут предоставить для анализа аграриям.
Кроме того, после проведения в 2012 году масштабных сравнительных испытаний под эгидой ассоциации АИСТ в пяти основных зерносеющих регионах Российской Федерации МИСы получили новых заказчиков в лице крупнейших мировых производителей (John Deere, CLAAS, CNH Industrial и проч), доволен Пронин.
Кстати, по словам эксперта, российскими МИСами интересуются и зарубежные коллеги. В январе 2014 года Вадим Пронин по инициативе и приглашению крупнейшего в Европе испытательного центра DLG выступал с презентацией о российской системе и методах испытаний в Мюнхене на ежегодной конференции производителей сельскохозяйственной техники, где было зарегистрировано более 50 представителей различных западных производителей. Этим компаниям было важно получить результаты от независимых экспертов из России, «коими они нас признают», говорит председатель совета директоров АИСТа. Интерес западных участников рынка сельхозтехники к конференции эксперт считает лучшей оценкой работы российской системы испытаний.
Работа МИС в деталях
История испытаний сельхозтехники в России началась еще в конце XIX века. А в 1948 году была организована система машиноиспытательных станций. С тех пор она претерпела немало изменений, однако сохранила свою суть — испытания сельхозтехники, машин и оборудования для механизации работ в животноводстве проводят независимые эксперты. Однако основной задачей машиноиспытательных станций является не просто независимая оценка заявленных показателей, но и формирование информационного банка данных по всем видам сельхозтехники, считает заведующий лабораторией испытаний сельхозмашин Владимирской государственной зональной машиноиспытательной станции Сергей Ефремов. И это не менее важно, ведь именно информация и аналитические материалы позволяют в конечном итоге улучшать качество поступающей на российские поля сельхозтехники.Результаты работы МИС направлены на двух конечных потребителей — производителей сельхозтехники и аграриев. Первые, обладая информацией, полученной в результате испытаний (как правило, закрытой), могут доработать и усовершенствовать конструкцию машин под конкретные условия использования, а также сориентировать свое производство с учетом зональных особенностей различных заказчиков, рассказывает директор ФГУ «Северо-Западная Государственная зональная машиноиспытательная станция» Виктор Конюхов. Покупатели, в свою очередь, обладают возможностью сделать правильный выбор техники, основываясь на ее эффективности в данном конкретном регионе, что позволит им оптимизировать использование финансовых средств, в том числе бюджетных, направляемых на их поддержку. В этом, по мнению главного инженера Кубанской МИС Сергея Цыцорина, заключается вторая функция МИС — нести информационную поддержку и предоставлять консультационные услуги сельхозпроизводителям. Иными словами, сотрудники МИС на основе проведенных испытаний помогают покупателю сориентироваться в многообразии техники на рынке.
Так, многие МИСы предоставляют хозяйствам не только данные испытаний, но и полный экономический анализ выбранной технологии, а также помогают с выбором техники для конкретных условий эксплуатации и имеющегося бюджета. К примеру, в хозяйстве имеется определенная сумма и пожелания по нормам выработки, эффективности и производительности определенного процесса, рассказывает Сергей Ефремов из Владимирской МИС. В этом случае рассчитывается технология уборки, обработки, высев
Более того, специалисты МИС помогут не только в выборе техники, но еще и проконсультируют по поводу технологий. Сельхозпроизводителям в настоящее время предлагается множество микроудобрений и биостимуляторов роста зарубежного и российского производства, обещающих значительную прибавку урожая. Центрально-Черноземная МИС, учитывая важность этой темы, по просьбе сельхозпроизводителей с начала 2013 года и в течение трех лет будет исследовать вопрос совершенствования зональных технологий возделывания сельхозкультур с применением микроудобрений и биостимуляторов роста растений. Но главное — все эти услуги предоставляются для агропроизводителей абсолютно бесплатно. Однако пока еще редкие хозяйства обращаются в МИС за экономическим анализом — многие просто не знают о возможности такой помощи, сожалеет Ефремов.
И все же популярность машиноиспытательных станций растет, уверен директор Центрально-Черноземной МИС Михаил Жердев. По его данным, за последние полгода количество обращений за консультированием от сельхозпроизводителей на его станцию выросло в пять раз. Эксперты связывают такой взрыв активности среди хозяйств с внесением изменений в Постановление Правительства РФ (1432) «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники», где говорится о том, что аграриям будет предоставляться субсидирование техники в размере 15%.
Подробнее о том, почему аграрии охотно обращаются за помощью к экспертам МИС, а некоторые производители техники к сотрудничеству пока не стремятся, читайте в статье «Бескомпромиссные испытания» в №5 журнала «Агротехника и технологии».